Найти тему

Что поразило советских инженеров в САУ "Фердинанде" и какие они нашли слабые его стороны.

Оглавление

Ещё не отгремела Курская битва, а уже в руки бойцов Красной армии попали образцы новой немецкой военной техники, в том числе и самоходная артиллерийская установка «Фердинанд». Тогда же были взяты военнопленные, которые на допросах точно указали количество данных машин в вермахте, их технические характеристики и организацию дивизионов, снабжённых этими САУ. Сразу же по артиллерийским частям были разосланы депеши с данными в которых, конечно, не без ошибок, но более или менее точно были определены слабые стороны «Фердинандов».

Сначала о слабостях.

Во-первых, это были недостаточно мощные моторы для такого тяжёлого монстра. САУ данных моделей снабжались двумя V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями водяного охлаждения «Майбах», установленных параллельно, и мощностью по 265 л. с. каждый. Весили же «Фердинанды» 65 тонн, и в связи с этим у них была малая скорость, и они медленно поворачивались.

Во вторых, сразу же, что бросилось в глаза то, что гусеницы были недостаточно прочно укреплены и часто слетали. Да и проходимость у данных машин была низкой.

В третьих, у этих САУ был ограниченный обзор с боков.

Ходовая часть САУ "Фердинанд"
Ходовая часть САУ "Фердинанд"

Была у «Фердинандов» и четвёртая слабость, о которой не упоминается в советских распоряжениях. Почему-то советские инженеры думали, что эти САУ снабжаются пулемётами, но на самом деле их не было, и поэтому данные машины были беззащитны против ближнего пехотного боя.

Электрическое чудо!

Совершенно удивила советских инженеров электрическая трансмиссия, которая была установлена на «Фердинандах». Она делала управление такой тяжёлой машиной более простым и менее утомительным для водителей-механиков, по сравнению с бронемашинами, которые имели традиционную механическую трансмиссию. Благодаря этому на САУ отсутствовали коробка передач и фрикцион, а вращающий момент от двигателей к ведущим колёсам передавался электрически. Водители легкими манипуляциями переключали передний ход на задний, и при любых условиях поддерживали наиболее рациональный режим работы двигателей. Они могли легко пустить их мощь либо на усиление тяглового усилия на гусеницах, либо увеличить скорость движения.

-3

Но советские военные конструкторы всё-таки думали, что было не целесообразно снабжать «Фердинанды» электрической трансмиссией. Хоть она и показала хорошую эффективность, но тогда ещё была недоработанной «сырой» технологией. Она была сложной и дорогой в производстве, а так же недостаточно отработанной для продолжительной эксплуатации. Да и вес её составлял 9 % от веса всей САУ. Механическая трансмиссия была бы в три раза легче.

Схема расположения экипажа в САУ, боеукладка и топливные баки по бокам. Кстати, танкисты нарисованы в советских шлемах.
Схема расположения экипажа в САУ, боеукладка и топливные баки по бокам. Кстати, танкисты нарисованы в советских шлемах.

Кстати, об этом советские инженеры не знали, но Фердинанд Порше, создавший САУ своего имени, раньше конструировал гоночные машины, которые были единичными экземплярами. В них он «запихивал» все конструкторские инновации, которые работали, благодаря качественным материалам, индивидуальной работе с каждым экземпляром и собирали их высококвалифицированные немецкие рабочие. Такую же систему Порше пытался перенести и в танкостроение, но она была неприменимой при массовом производстве.

Схема расположения двигателей на САУ "Фердинанд"
Схема расположения двигателей на САУ "Фердинанд"

Так же удивила советских инженеров, установленная на «Фердинандах» балансирная торсионная подвеска с резиновыми подушками. При некоторой сложности данной конструкции она отличалась высокой надёжностью и быстро могла ремонтироваться. Ведущими колёсами на САУ были задние. Они имели съёмные зубчатые венцы, а передние колеса были оборудованы пневмо-гидравлическими тормозами, и в целом, конструкция ходовой части выглядела надёжной и удобной в эксплуатации. Но опять же таки она была сложна в производстве.

В итоге, «Фердинанд» напичканный электроникой и новыми конструкторскими инновациями был очень дорогим и сложным в производстве. Но если в 1943-м году многие решения воплощённые в данной САУ нельзя было применить в советском танкопроме, то они были очень интересны для инженеров на будущее.

С вас подписка, комментариев побольше, ну и лайки репосты - не забывайте. Спасибо!