Ещё не отгремела Курская битва, а уже в руки бойцов Красной армии попали образцы новой немецкой военной техники, в том числе и самоходная артиллерийская установка «Фердинанд». Тогда же были взяты военнопленные, которые на допросах точно указали количество данных машин в вермахте, их технические характеристики и организацию дивизионов, снабжённых этими САУ. Сразу же по артиллерийским частям были разосланы депеши с данными в которых, конечно, не без ошибок, но более или менее точно были определены слабые стороны «Фердинандов».
Сначала о слабостях.
Во-первых, это были недостаточно мощные моторы для такого тяжёлого монстра. САУ данных моделей снабжались двумя V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями водяного охлаждения «Майбах», установленных параллельно, и мощностью по 265 л. с. каждый. Весили же «Фердинанды» 65 тонн, и в связи с этим у них была малая скорость, и они медленно поворачивались.
Во вторых, сразу же, что бросилось в глаза то, что гусеницы были недостаточно прочно укреплены и часто слетали. Да и проходимость у данных машин была низкой.
В третьих, у этих САУ был ограниченный обзор с боков.
Была у «Фердинандов» и четвёртая слабость, о которой не упоминается в советских распоряжениях. Почему-то советские инженеры думали, что эти САУ снабжаются пулемётами, но на самом деле их не было, и поэтому данные машины были беззащитны против ближнего пехотного боя.
Электрическое чудо!
Совершенно удивила советских инженеров электрическая трансмиссия, которая была установлена на «Фердинандах». Она делала управление такой тяжёлой машиной более простым и менее утомительным для водителей-механиков, по сравнению с бронемашинами, которые имели традиционную механическую трансмиссию. Благодаря этому на САУ отсутствовали коробка передач и фрикцион, а вращающий момент от двигателей к ведущим колёсам передавался электрически. Водители легкими манипуляциями переключали передний ход на задний, и при любых условиях поддерживали наиболее рациональный режим работы двигателей. Они могли легко пустить их мощь либо на усиление тяглового усилия на гусеницах, либо увеличить скорость движения.
Но советские военные конструкторы всё-таки думали, что было не целесообразно снабжать «Фердинанды» электрической трансмиссией. Хоть она и показала хорошую эффективность, но тогда ещё была недоработанной «сырой» технологией. Она была сложной и дорогой в производстве, а так же недостаточно отработанной для продолжительной эксплуатации. Да и вес её составлял 9 % от веса всей САУ. Механическая трансмиссия была бы в три раза легче.
Кстати, об этом советские инженеры не знали, но Фердинанд Порше, создавший САУ своего имени, раньше конструировал гоночные машины, которые были единичными экземплярами. В них он «запихивал» все конструкторские инновации, которые работали, благодаря качественным материалам, индивидуальной работе с каждым экземпляром и собирали их высококвалифицированные немецкие рабочие. Такую же систему Порше пытался перенести и в танкостроение, но она была неприменимой при массовом производстве.
Так же удивила советских инженеров, установленная на «Фердинандах» балансирная торсионная подвеска с резиновыми подушками. При некоторой сложности данной конструкции она отличалась высокой надёжностью и быстро могла ремонтироваться. Ведущими колёсами на САУ были задние. Они имели съёмные зубчатые венцы, а передние колеса были оборудованы пневмо-гидравлическими тормозами, и в целом, конструкция ходовой части выглядела надёжной и удобной в эксплуатации. Но опять же таки она была сложна в производстве.
В итоге, «Фердинанд» напичканный электроникой и новыми конструкторскими инновациями был очень дорогим и сложным в производстве. Но если в 1943-м году многие решения воплощённые в данной САУ нельзя было применить в советском танкопроме, то они были очень интересны для инженеров на будущее.
С вас подписка, комментариев побольше, ну и лайки репосты - не забывайте. Спасибо!