95 лет Большой охоты. В Завидово, вспоминают о создании этого охотничьего хозяйства в 1929 году.
Впрочем, в этот лесной массив в 150 км от еще раньше на охоту любил приезжать Ленин.
В Завидово можно увидеть памятник Ленину - напоминание об этом увлечении вождя.
Кстати, в таком комплексе, как Завидово, стоило бы еще поставить и памятник, посвященный вообще охоте и охотникам. Пока, пожалуй, единственный в стране подобный памятник существует в якутском городе Алдан. Но с тем памятником получилось не очень удачно – мужиков, держащих огромные рога, в народе прозвали «памятник обманутым мужьям».
Ленин приезжал поохотится в Завидово, Сталин предпочитал другие места, более дикие. У него и его соратников процесс охоты выглядел еще довольно примитивно.
Они приезжали куда-нибудь в глушь без всякого обслуживающего персонала, только с несколькими охранниками. Сами ставили палатку, сами собирали и рубили дрова для костра – этим обычно занимались Ворошилов и Буденный.
Рассказывали, что особенно эффектно при заготовке дров смотрелся Берия – в пенсне и с топором за тонким кавказским пояском. А если была и рыбалка, то обходились без удочек – Сталин считал это глупой забавой. Рыбу просто ловили сетью, и сразу приступали к еде.
Но подобные выезды на природу происходили нечасто. Сталин все это не очень любил, и как вспоминали очевидцы, порою он нелестно отзывался даже о Ленине в связи с его увлечением охотой.
При Сталине Завидово, кстати, чуть было не прекратило свое существование. В 1951 году по распоряжению генералиссимуса охотничье хозяйство было расформировано, и его земли были переданы Козловской суконной фабрике. Как утверждали, Завидово было закрыто из-за того, что Сталин был очень недоволен тем, что туда ездил пьянствовать его сын Василий.
Но с приходом Хрущева Завидово возродилось - и расцвело.
Хрущев и раньше, еще при Сталине, туда ездил – и даже любил вспоминать, что как-то во время охоты превзошел Ворошилова. Хрущев убил на одну утку больше - и объяснил в мемуарах, почему он считал это важным:
«Почему об этом говорю? Да потому, что везде у нас гремело: «Ворошиловские стрелки!» Ворошилов, дескать, стреляет из винтовки и охотничьего ружья лучше всех. И на самом деле стрелок он был хороший, но только кампания эта в печати носила очень уж подхалимский характер».
Хрущев превратил Завидово в настоящую элитную резиденцию – основные идеи он подсмотрел в Югославии, у маршала Тито.
Во время визита в Югославию в 1956 году советскому лидеру показали в том числе и охотничьи угодья бывшего югославского короля на островах Бриони.
Хрущев был потрясен охотничьим дворцом, егерями, вымуштрованной обслугой – ничего такого в СССР тогда не было. И вот после общения с Тито Хрущев велел создать у нас сеть спецхозяйств для охоты высшего начальства.
В них тоже ввели службу егерей, и людей отбирали очень строго. Начальники отделов кадров интуитивно руководствовались рекомендациями, которые сформулировал еще Платон в IV веке до нашей эры – о критериях подбора стражников:
“Им необходимо иметь чутье, как у собаки, отличаться крайне острым зрением и слухом и обладать таким здоровьем, чтобы в походах оно не пошатнулось от перемены воды, разного рода пищи, от зноя или ненастья”.
Вот такие хорошо подготовленные люди и стали организовывать в Завидово охоту для высокого начальства - по югославскому образцу. Начальство обычно приезжало с обслугой и большой свитой - и чиновники просто рвались в эти поездки. Не потому что они любили охоту, а потому что там открывались чудесные возможности понравиться руководству.
В Завидово стали с гордостью возить иностранных гостей. Побывал там и человек, подсказавший Хрущеву идею элитного заповедника - югославский вождь маршал Тито.
На охоту туда также приезжали руководители Кубы и Восточной Германии Фидель Кастро и Эрих Хонеккер, президент Финляндии Урхо Кекконен, глава Венгрии Янош Кадар. Но подробнее об эпохе Хрущева в Завидово - в следующей публикации.