Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Мечты о параде, который не получится

Почему мечты о полноценном историческом Параде Победы на Красной площади являются слабо реализуемой идеей

Мечтать, как известно, не вредно, как и давать полезные (или не очень) советы. Особенно развит данный жанр у нас, не просто так мы когда-то назывались Страной Советов. В общем-то, ничего плохого в этом нет, очень часто и советы, и мечты имеют здравую подоснову. Другое дело, что благие пожелания очень часто наталкиваются на жесткую действительность. Поэтому реализовать желаемое не получится, даже если предлагающей стороне захочется сделать что-то подобное.

Большое количество исторической техники было на параде 24 июня 2020 года. Первую репетицию запомнят многие.
Большое количество исторической техники было на параде 24 июня 2020 года. Первую репетицию запомнят многие.

Одной из идей-фикс, которая периодически поднимается в различных кругах, является предложение провести полноценный исторический парад на День Победы. То есть исключительно с боевой техникой времен Великой Отечественной войны. С подобными идеями, надо сказать, опоздали лет эдак на 60. Причем отчасти данная идея даже реализовалась. Другое дело, что есть ряд причин, почему именно с парадом на Красной площади подобное не реализуемо. По крайней мере в том смысле, как это представляют собой предлагающие. На то существует ряд объективных причин, о которых сегодня и поговорим.

Маневр "асфальт шатал"
Маневр "асфальт шатал"

Для начала, следует внести некоторое понимание, что такое Парад Победы. Как и подобные парады в целом. Это не просто проезд техники и проход пеших колонн, а что-то сродни войсковой операции. Неспроста сначала проходят многократные репетиции в Алабино, затем две вечерние репетиции, а затем еще и генеральная репетиция. Не считая еще и отдельную репетицию для механиков-водителей. Во всём этом представлении крайне важно, чтобы все участники парада сработали, как надо. Уровень ответственности высочайший, а что бывает, когда случается какая-то промашка, хорошо известно на примере Т-14, у которого случилась внештатная ситуация на репетиции парада.

Типичный "парадный" Т-34-85 обр.1985 года.
Типичный "парадный" Т-34-85 обр.1985 года.

В таких условиях никаких условностей или поблажек к машинам-участникам быть не может. Вся участвующая в параде техника должна находиться в идеальном состоянии, касается это также светотехники и связи. Причем к светотехнике также предъявляются вполне определенные требования. И если кто-то думает, что для "ветеранов" есть какие-то поблажки, тот очень глубоко ошибается. Разве что привозят такую технику первой, причем это скорее связано с иными причинами, нежели возраст. Например, берегут асфальт.

Такие танки можно отличить по характерным деталям.
Такие танки можно отличить по характерным деталям.

На Параде Победы и так присутствует историческая техника, но как раз по ней можно легко понять, какие требования будут к любым другим "старичкам". Т-34-85 и СУ-100, которые принимают участие в параде, не простые. Данные машины известны как Т-34-85 обр.1985 года и СУ-100 обр.1985 года. Они модернизировались под Парад Победы 1985 года. Помимо всего прочего, дорабатывалась светотехника, в том числе появлялся конвойный фонарь на крыше башни. Такую же модернизацию проводили в случае с бывшими лаосскими Т-34-85. Обратите внимание на корму башни, там тоже появился конвойный фонарь.

Сейчас "парадные" танки обр.1985 года либо порезали, либо, по большей части, раздали по музеям.
Сейчас "парадные" танки обр.1985 года либо порезали, либо, по большей части, раздали по музеям.

Безусловно, бывают исключения из правил. Например, как-то по Елисейским Полям прошлись старички Schneider CA1 и Saint Chamond. Но на то они и исключения. Никто и не собирался делать чисто исторический парад. Ибо это превращается из жестко организованного мероприятия в лотерею. Кто даст гарантию, что музейный танк не сломается посередине Красной Площади? Или не заведется в самый ответственный момент. Те же лаосские Т-34-85 проходили капитальный ремонт на БТРЗ №61, поэтому там с работой агрегатов более-менее нормально. И это совсем не музейные машины.

Сейчас вместо них по Красной площади ездят Т-34-85 чехословацкого производства, глубоко послевоенные. Те самые, что взяли в Лаосе.
Сейчас вместо них по Красной площади ездят Т-34-85 чехословацкого производства, глубоко послевоенные. Те самые, что взяли в Лаосе.

Нечто похожее на то, что предлагают желающие увидеть "аутентичный" парад, пытались делать в ходе мероприятий 7 ноября на Красной площади. Но в дальнейшем там всё свелось к тому, что техника проходила несколько десятков метров до заранее отведенной точки. На полноценный парад это было не очень-то похоже. Безусловно, часть машин вполне могла преодолеть ту же дистанцию, что и Т-34-85 обр.1985 года, но так рисковать вряд ли будут. Кроме того, возникает вопрос связи, а также конвойного света. То есть снова дело упирается в то, что необходимо соответствие определенным нормам.

Историческая техника по Красной площади ездит, но 7 ноября. Точнее, раньше ездила.
Историческая техника по Красной площади ездит, но 7 ноября. Точнее, раньше ездила.

Отдельная песня - это то, как поддерживать технику времен Великой Отечественной войны в ходовом состоянии. Особенно это касается государственных музеев. Если кто-то думает, что самый умный, и он первый пришел с идеей отправить старую технику на парад, должен сильно расстроить. Впервые эта гениальная идея реализовывалась еще в начале 60-х годов, другой вопрос, с какими последствиями. Такого количества изуродованных раритетов за раз более наша история не знала. Несколько десятков машин из Кубинки было "приведено в порядок": выкинуты родные моторы, часть интерьера, приборы итд. Зато да, поехали. Правда, на парад в честь 20-летия Победы они так и не попали.

Парады в День Победы с аутентичной военной техникой - это уже давно не мечта, а реальность. Но не на Красной площади.
Парады в День Победы с аутентичной военной техникой - это уже давно не мечта, а реальность. Но не на Красной площади.

Недавняя история с "Кантемировцем", которого "отреставрировали", оторвав родную башню и поставив ее на шасси не менее раритетного Т-34-85 - яркая демонстрация "реставрации" по-военному. И вы зря собрались возмущаться. Это армия, она действует по своим законам. Есть приказ, есть сроки, а дальше уже никого не волнует, как вы будете приказ исполнять. Кстати, и ремзавод - это не про реставрацию. Его задача поставить машину на ход, а как это сделано, вопрос десятый. Едет? Едет! Всё, приказ исполнен. А что там в условном КВ-1 стоит мотор от Т-55, мало волнует.

Они проводятся в разных музеях, а также в разных городах.
Они проводятся в разных музеях, а также в разных городах.

Музейная машина - это не игрушка для покатушек, а историческая ценность, порой сохранившаяся в единственном экземпляре. Даже если она ездит, это совсем не обязательно, что ее нужно отправлять на парад, или на съемку очередной нетленки. Если танк куда-то поехал раз в год (проехать несколько сотен метров, например, на День Танкиста), уже хорошо, больше и не надо. А главное, что ваши душевные порывы насчет исторического парада оценят всего несколько процентов аудитории. Более 90 процентов зрителей зелененький танчик от серенького отличает, и ладушки. Причем эти самые 90% будут реагировать на заглохший раритет примерно так же, как на ту самую "Армату".

Но это всё частные инициативы. Для Главного парада всё это не годится.
Но это всё частные инициативы. Для Главного парада всё это не годится.

Возможен ли исторический парад в принципе? На этот вопрос ответ утвердительный. В Ногинске, например, подобные парады проводились (сейчас, по ряду причин, на паузе). Кроме того, уже несколько лет Музей Техники Вадима Задорожного проводит парады в разных городах. Для этого используются машины, собранные из кусков, по большей части на современных агрегатах. Другой вопрос, что всё это проводится частными коллекционерами и музеями, по совершенно отличному от военного регламенту. К тому же чего-то тяжелого на таких парадах обычно нет. А если кто-то думает, что обыватель различит СУ-85 от СУ-100, или Т-34 с 76-мм пушкой от чехословацкого послевоенного Т-34-85, у меня для вас плохие новости.

Техника-то есть, но насколько она сможет пройти несколько репетиций, и сам парад - хороший вопрос.
Техника-то есть, но насколько она сможет пройти несколько репетиций, и сам парад - хороший вопрос.

По моему личному мнению, о чем-то, напоминающем полноценный парад на Красной площади, ближайшие лет 5-10 можно даже не думать. Постепенно всё сводится к тому, что такой парад может проводиться как коммерческое мероприятие, то есть с привлечением частников. А у них пока что набор техники довольно скромный (хотя уже сейчас 30-40 танков и САУ наберется легко). При этом дистанция, которая будет проходиться такой техникой - это от Манежной площади до Васильевского спуска. Главный вопрос - нужен ли вообще парад в таком формате? Логика подсказывает, что нет. Историческую технику в движении сейчас на 9 мая можно увидеть много где. А для главного Парада Победы хватит и нескольких Т-34-85 во главе колонны.

Другие статьи-культпросвет по теме исторической военной техники:

Критичный взгляд на ситуацию в отечественном сообществе ретро-техники и стереотипы насчет отечественных автомобилей первой половины XX века

Мысли о ситуации вокруг военных олдтаймеров и их пересечения с гражданскими олдтаймерами