Найти в Дзене
Саммаритянин

Концепция «смерти автора»

Ролан Барт — литературовед, в своих трудах разделял понятия «произведение» и «текст» на продукт с устойчивым смыслом, замкнутый в себе, то есть произведение, и текст, смыслы которого бесконечно открыты в бесконечность. В этом плане, форма текста становится фрактальной вуалью, которой накрывается произведение снаружи. Барт пытается объяснить некоторые смыслы текста с помощью кодов, один из которых отсылает на роль биографии автора в тексте. На этом моменте и хочется заострить внимание.

Ролан Барт
Ролан Барт



Я позволю себе далее в тексте поменять понятия Барта местами, так как считаю, что по смыслу, «текст» звучит как более единое и монолитное по смыслу письмо, нежели произведение. Идеи Барта близки к структурализму — направлению в теории литературы. Ему противопоставляется постструктурализм и формализм. Если говорить грубо, то формализм — отрицание роли биографии в
тексте как таковой. А структурализм — принятие во внимание того, как было сделано произведение, изучение его внешней структуры.

Стоит ли действительно принимать во внимание биографию автора, его картину мира: чувства, временной отрезок, историческую составляющую момента? Для чего должно вникать в смысл, вольно-невольно заложенный автором, если смысл текста можно составить для себя самому? Автор, выпустив текст в свет, утрачивает над ним контроль, и отныне он принадлежит вольной интерпретации каждого читателя и слушателя.

-2

Однако, как и понимание исторических событий в разных странах, есть и другая сторона изучения и толкования произведения. Роль автора как человека мотивируется намеками, оставленными самим автором на реальную жизнь в произведении. Эти намеки провоцируют читателя на проявление интереса к личности автора. Если автор заявляет о себе, как о человеке, в какой-либо форме (намеке) в содержании произведения, то в таком случае, биография начинает играть как действующий элемент анализа.

Гуманитарное знание в этом плане специфично и неизмеримо, оно не будет поддаваться каким-то догматам восприятия, формулам анализа произведения. Мне не нужно знать биографию автора, чтобы наслаждаться произведением, но биография автора открывает новые смыслы и показывает многогранность письма, и не только, как искусства, главной функцией которого являются эмоции.

Больше об искусстве рассказываю в телеграмме, заглядывайте туда, мне будет приятно!