Продолжаю делать наброски к своему исследованию романа "Анна Каренина".
Когда мы говорим о процессе жизни как о серии опытов, в результате которых сменяется концепция нашего видения мира, то под концепцией мы понимаем набор правил, по которым нам следует действовать, критериев оценок правильности наших поступков и поступков других людей. И всё это очень напоминает игру. Игра — это тоже набор правил и система оценок. Особенно это заметно, когда мы обращаемся к прошлому. Читая романы или просматривая фильмы про жизнь высшего общества, например, XIX века, мы обнаруживаем, что представители этого высшего света совсем не заняты какой-либо серьёзной работой, деятельностью, не стремятся к реализации каких-то своих карьерных устремлений. Но вся их жизнь и поведение очень напоминает игру. Мы даже называем такие экранизации романов "костюмными". И это очень хорошо показывает, как с течением времени, по прошествии десятилетий, веков меняются правила этой игры. Всё что отжило своё, всё что кажется нам уже неважным, отбрасывается. Например, сейчас люди одеваются гораздо проще, практичнее. Современная одежда человеку прошлых веков показалась бы неприличной, безнравственной. Но исторический опыт постоянно заставляет менять наши представления о нашем образе жизни, о наших целях, о наших устремлениях. И это отражается во всём: в одежде, в еде, в устройстве нашего жилья, в манере вести себя, разговаривать. Когда-то девушка высшего света, задрапированная в килограммы изысканной материи и приподнявшая платье выше щиколотки, уже выглядела соблазнительницей. А сейчас девушки носят настолько мало одежды, что она не подошла бы даже для костюма для сна какой-нибудь русской княгине. И дело тут не в разврате (как думают те, кто продолжает придерживаться старой концепции жизни, берущей своё начало в религии). Дело в изменившейся системе взглядов на жизнь и мир, на своё место в этой жизни.
Но тем, кто первым начинает менять правила игры, всегда сложнее. Они подвергают себя не только опасности быть осмеянными, быть выброшенными из общества, но и рискуют иногда даже своей жизнью. Старое никогда не отпускает легко свой контроль над сознанием людей. Иногда для исторического обновления жизни неизбежны катаклизмы в виде революций, мировых и гражданских войн, и даже природных и техногенных катастроф.
Но такова неизбежность процессов эволюционного развития. Без рисков не обойтись. Все играют по правилам, а вам вдруг кажется, что всё это перестало иметь для вас какой-либо смысл. И вы не хотите больше того, что было до этого таким ясным и правильным. И придётся на что-то решаться. Либо продолжать жить как все, но с большой долей неприятия такой жизни в душе, либо менять свою жизнь в соответствии с новым представлением о самом себе. В первом случае вы обрекаете себя на серые будни. Во втором выходите из зоны комфорта, перестаёте обращать внимание на то, что подумают о вас другие, и отправляетесь в увлекательное путешествие с непредсказуемым результатом. Надо только перестать оборачиваться назад, перестать цепляться за прошлое. Как в истории об Орфее и Эвридике. Только вперёд, без страха и упрёка.
Именно таким мне видится с самого начала романа поведение Анны Карениной. В первом же знакомстве с ней мы видим её, достигшей вершины успеха в той жизни в высшем свете, которую она вела. Блестящая, красивая, обаятельная женщина, замужем за влиятельным государственным деятелем. Она очаровывает всех, кто с ней соприкасается. Она готова приехать из Петербурга в Москву, чтобы только примирить своего брата с его женой. Дети её брата от неё без ума, они не отходят от неё. Очень быстро, благодаря её заботам, её энергетике в доме Облонских восстанавливается мир и покой. И эту роль она исполняет великолепно: роль заботливой и любящей женщины, дарующей своё внимание каждому, кто в нём нуждается. В этих первых сценах мы видим, что она вполне довольна этой ролью. Ей кажется, что она нашла себя в этом: в поддержке своего мужа, в любви к своему сыну, во внимании к тем людям, которые её окружают. Нет и капли эгоизма в её поведении и образе мыслей. Она всё время как бы включена во внешний мир, который её окружает, она — экстраверт, и этим выгодно отличается от других представителей своего круга, занятых заботой о своём статусе и раздуванием своего эго. И только происшествие на вокзале пробуждает в ней ещё неясное предчувствие какого-то другого мира, другой жизни, другой своей роли и новых для неё обстоятельств.
Встреча с Вронским очень резко меняет всю её жизнь, меняет саму её игру в эту жизнь. Всё, что казалось Анне таким важным, таким устойчивым, стабильным, вдруг становится тусклым, ненужным и уродливым. То непредсказуемое и увлекательное приключение, которое обещает ей знакомство с Вронским, заставляет её отбросить свои прежние роли, которыми она гордилась и которые создали ей определённую репутацию в высшем обществе. Но это общество играет по неким установленным правилам, и требует от своих членов неукоснительного исполнения этих неписанных законов. Это правила игры. Если их изменить, то будет уже совсем другая игра. А это никого не устраивает, кроме самой Анны. Даже измены своим мужьям и жёнам здесь должны происходить по этим правилам. Но Каренина отвергает их, потому что они вступают в противоречие с тем своим новым образом себя, с тем, кем она себя считает. Она ломает все эти правила, но получает отлучение от круга людей, с которыми она себя раньше ассоциировала.
Коллективное эго даёт человеку чувство безопасности и комфорта. Но ради этой безопасности человек должен ограничить свою свободу, отказаться от роли свободного творца жизни. Ограничения — это отказ от реализации своего представления о самом себе. И это тоже опыт, этап жизни. Когда человек подчиняется коллективному эго, он пробует жить с этими ограничениями, но до того момента, пока это не заведёт его в тупик. Когда коллективное начало его жизни перестанет его удовлетворять, он захочет разорвать эту связь, и попробовать жить вне навязанных ему правил, традиций, ритуалов. Это не хорошо и не плохо. Это просто процесс. Это процесс выбора, процесс реализации своего представления о самом себе и своей жизни.
С точки зрения христианской морали можно сказать, что Анна Каренина нарушила заповеди, согрешила. И её смерть стала закономерным итогом её заблуждений. Но это всего лишь концепция, попытка привязать всё к тому, что есть правильная и неправильная жизнь, правильные и неправильные поступки. Неправильные для кого? Один человек всю свою сознательную жизнь был вегетарианцем, а умер от рака. Другой всю жизнь питался мясом, и пережил вегетарианца на 40 лет. Кто здесь прав или неправ? Но это не значит, что вегетарианец не может быть здоровым человеком, а мясоед не может получить серьёзных заболеваний.
Лучше всего посмотреть на судьбу Анны Карениной с точки зрения её представления о самой себе. В течение всего романа это представление сильно меняется. Она оказывается всё время перед выбором. Вспомним ещё раз её встречу с Вронским. Она обнаружила вдруг в себе такие скрытые в глубине подсознания уголки, о которых раньше и не подозревала. Вронский послужил здесь своего рода зеркалом, чтобы Анна смогла заглянуть внутрь себя, вытащить на поверхность спавшие в ней доселе неведомые желания. Почему бы не посмотреть на судьбу Анны Карениной не как на трагедию, а как неизбежный процесс постепенного выхода из всех игр эго. А как только игра заканчивается, эго растворяется, и свет сознания уже ничто не может затмить.