Найти тему

Про умственную отсталость и выход в норму. Часть 2

Оглавление

Здравствуй, читатель! Я продолжаю говорить про УО, первая часть статьи нашла большой отклик среди читателей, а значит я тороплюсь продолжить.

Итак, мы закончили на том, что праксис и гнозис у детей с ЛУО нарушен в меньшей степени, чем мышление, оттого и детки с данным нарушением могут показать в некоторых сферах результаты лучше, чем от них ожидают.

В комментариях к первой части статьи заговорили о механической памяти, которая у детей с ЛУО так же может показывать неплохие результаты, например, при выполнении методики "10 слов". Детки с ЛУО могут показать результат не ниже, чем детки с нормой. Тогда, спросите, вы, где же тотальность повреждения, про которую я говорила. А тут нужно смотреть сам процесс запоминания. При запоминании слов ребенок с нормой старается найти аналогии и обобщить услышанные слова, группировать их по каким-либо признакам, даже косвенным. Может ли это сделать ребенок с УО - НЕТ! То есть, когда мы говорим о механическом запоминании, оно в прямом смысле механическое.

А вот если мы говорим об опосредованном запоминании, тут уже механическая память не поможет. Ребенок с ЛУО просто не сможет выполнить данное задание, ведь при выполнении, запоминать требуется, устанавливая смысловые связи, например, между заданным словом и картинкой.

-2

То о чем я писала выше, нарушение смысловой стороны процесса, характерно не только для памяти, но и для восприятия, внимания. У ребенка с УО страдает более высокий уровень этих функций, связанный с анализом и синтезом.

Вот тут стоит сказать о тесте Векслера, я уже много раз говорила о том, что этот тест устарел, он не информативен для детей с нарушением понимания речи и для детей с аутизмом. А детей с УО на него можно просто поднатаскать, что и делают многие мамы. И об этом сами же пишут в соц сетях. Теряется сам смысл прохождения теста.

Про тест сказала, продолжаем. А что там с классификацией. Тут тоже все будет очевидно, если вы думаете, что ребенок с ЛУО не классифицирует, то вы сильно заблуждаетесь. Задания вида: "это сюда, то сюда", выполняются на раз-два. А вот если задание чуть усложнить, как это сделал Лурия, когда предложил детям ряд предметов и попросил их распределить на группы, без озвучивания признаков, по которым надо разделить, то ребенок с УО будет разделять на группы, либо опираясь на чувственную составляющую, либо не сможет их классифицировать вообще.

-3
Например, случай из практики. Перед ребенком на столе лежат фигурки: собака, корова, стул, топор, рыба, медведь, дом, машина. Я прошу разложить их по корзинкам, как он считает верным, и объяснить свой выбор. Сначала ребенок разделяет фигурки на две группы: собаку, корову, рыбу, медведя в одну корзинку, стул, топор, дом и машину в другую корзинку. Объясняя это так: одни ходят, другие нет. Тогда я предлагаю третью корзинку, и снова прошу распределить фигурки уже на три группы, что делает ребенок? В первую корзинку он кладет собаку, корову, медведя, стул, во вторую топор, дом, а в третью машину и рыбу. Как думаете, по какому признаку на этот раз разложил ребенок фигурки? Подумайте, а я отвечу в конце статьи.

Как вы понимаете, ребенок с нормой так не будет классифицировать, он разложит фигуры опираясь, на смысловую сторону процесса.

И вишенка на торте, из-за которой логопед и особенная мама меня заблокировала, видимо, посчитала, что я могу пошатнуть ее мнение, а я ведь всегда пытаюсь разобраться. Итак, что самое важное, как отличительная особенность ребенка с нормой и ребенка с ЛУО? Это, наверное, главный критерий... Ребенок с нормой, при получении результата и ответной реакции от оппонента способен прогнозировать последующие свои достижения, дети с УО либо завышают свои возможности и достижения, либо занижают, все зависит от аффективного состояния. И это все говорит о том, что у ребенка с УО нет КРИТИКИ к собственной деятельности! Это еще один важный момент, который стоит запомнить, это является маркером, при диагностики УО.

В третье части поговорим про мышление. И, надеюсь, подведем итоги.

P.S. Про классификацию. Ребенок разделил так: 1 группа - те, у кого 4 ноги, 2 группа - те, у кого нет ног, 3 группа- те, кто не может ходить.

Пишите в комментариях, угадали ли вы, по какому принципу классифицировал ребенок?