Найти тему

В чём преимущество полукреста в вышивке. С какой целью он используется в работе. Делюсь своими наблюдениями

В чём необходимость полукреста в вышивке? Ведь как-то же раньше вышивали сюжеты без него и не возникало никаких вопросов. Зачем он вообще нужен?

На самом деле да, действительно, например, первый мой купленный набор – "Пушок" от фирмы "Золотое Руно". Вышивался там исключительно портрет кота, и никакого полукреста нигде не было.

Пушок, Золотое Руно
Пушок, Золотое Руно

Уже позже я стала видеть схемы, где, например, вышиваются цветы, какие-то животные, другие предметы крестиком, а также вышивается полукрест, который создаёт либо фон, либо тень. Видя эти работы, я поняла, что мне они нравятся больше, нежели просто какой-то вышитый предмет на чистой канве без фона.

Слоник с мячиком (одна из моих первых работ вышивалась более 20 лет назад по набору, к сожалению, фирму уже не помню)
Слоник с мячиком (одна из моих первых работ вышивалась более 20 лет назад по набору, к сожалению, фирму уже не помню)

Конечно, есть наборы, где канва изначально принтованная. Там фон не вышивается, потому что он нарисован на самой канве, а вышивается только, например, динозавр или тигр. В этом случае, картина, в целом, смотрится красиво.

Есть также просто принтованная канва с листочками, звёздочками и т.д. Иногда мы и сами красим канву и, например, делаем неравномерный окрас, чтобы создать какой-то дополнительный эффект для сюжета, который будет вышиваться на этой основе. Но здесь, пожалуй, всё зависит от сюжета.

Я допускаю отсутствие какого-то дополнительного фона порой. У меня есть небольшие вышивки, в которых фон отсутствует. Но, например, если брать сюжеты более внушительных размеров с цветами в корзинах, в вазах, где абсолютно нет никакого фона, мне такие сюжеты не нравятся категорически. Я хочу видеть, что эта корзина или ваза имеет опору, стоит на чём-то, а не так, что она как бы подвисла в воздухе.

В этом плане, когда я вышивала набор от Чудесной иглы под названием "От любимого", там ваза с пионами и сиренью стоит на подоконнике и видна тень от этого букета, которая вышивается как раз полукрестом. Тот эффект, который получается, то, что создаётся благодаря полукресту, мне нравится. Это интересно смотрится, плавные создаёт переходы.

От любимого, Чудесная игла
От любимого, Чудесная игла

Также, например, я вышивала сюжет от Анны Петуновой и там полукрестом вышивается определённый фон. Его же можно отнести к некой тени от камина. Благодаря наличию полукреста камин как бы выходит на передний план.

Время вышивать, дизайнер Анна Петунова
Время вышивать, дизайнер Анна Петунова

Как раз одной из задач полукреста, на мой взгляд, является создание в сюжете переднего и заднего плана, чтобы выделить определённые элементы, сделать их более объёмными. Я считаю, проще всего добиться разделения полукрестом. Да, есть сюжеты, где полукрест не используется, а при этом смотришь и есть выпуклость в определённых моментах, что-то смотрится более отдалённо, причём не всегда это достигается вышивкой в разные сложения нитей, но с этим тоже нужно уметь работать.

Безусловно, большой плюс тем дизайнерам, которые умеют это хорошо, качественно сделать. Но даже для себя, я как простая вышивальщица, если, например, мне чего-то не хватает в сюжете, знаю, что я могу вышить фон полукрестом, и это уже даст совершенно другой эффект работе.

В том же сюжете от Анны Петуновой видна тень от свечи, вышитая также полукрестом. Тень полукрест всегда прекрасно передаёт.

Вышиваться, кстати, может не только фон полукрестом или тень. Например, у меня есть сюжет в процессах от М.П. Студии, и там полукрестом вышито дерево. Ствол дерева не вышивается, а вышивается как бы на ветках снег, как я это представляю. Всё дерево в инее такое голубое.

Гуляй, Масленица, М.П. Студия
Гуляй, Масленица, М.П. Студия

Дерево получается позади девушки, на заднем плане, и при этом оно есть, оно объёмное. Мы видим это дерево, и это тоже достаточно интересная находка дизайнера.

При вышивке фона на заднем плане полукрест смотрится хорошо, если вышивать его в 1-2 нити, чтобы создать полупрозрачность некую. Многое зависит ещё и от цвета нити. Например, в сюжете, что выше дерево вышито в 2 нити, а небо в 1 и 2 нити полукрестом. Поскольку небо вышито более светлыми тонами, то смотрится оно не на одном уровне с деревом, а дальше, за ним.

Если нужно фон сделать более видимым, то на канве 18 каунта он может быть вышит в 2-3 нити. Если вышивать всю работу полукрестом или определённые участки на 14 каунте, то сложений нити должно быть больше, чтобы работа не просвечивала.

Полукрест предаёт вышивке особый шарм, дополнительный объём. Он даёт возможность по другому взглянуть на сюжет, который вышивается, на готовую вышивку. Полукрест позволяет получить более насыщенный, яркий, что ли, сюжет. В некоторых сюжетах он помогает создать эффект акварельности.

Утро, дизайнер Елена Ларцова
Утро, дизайнер Елена Ларцова

Также нужно ещё учитывать, что в зависимости от направления полукреста и эффект будет разный. Подробно о том, как я вышиваю полукрест я рассказывала в одной из своих статей. Ссылку на неё я оставлю ниже.