Очень часто слышу рассуждения и сомнения среди тех, кто вышивает по поводу правильного выполнения креста и полукреста. Честно скажу, что в детстве, когда я только начинала вышивать, вообще не думала об этом, да мне никто и не подсказал, как нужно, поэтому долгое время я вышивала крестики в разные стороны.
Сейчас я уже могу сказать наверняка: все крестики в работе должны быть выполнены в одну сторону, в одном направлении. Как правило, в схеме указывается, как следует выполнять крест, если же вы вышиваете по схеме из интернета, например, и там это не прописано, то смело вышивайте в направлении привычном вам.
Что же касается полукреста, то в схемах тоже указывается его направление, но здесь есть особенности, поэтому я не всегда четко придерживаюсь схемы. Тут важно понять логику: полукрест вышивается в соответствии с направлением нижнего либо верхнего стежка крестика.
К примеру, сейчас я вышиваю работу от М.П.Студии и там указано, как выполнять крест и полукрест. Они должны быть выполнены так, чтобы направление полукреста соответствовало направлению нижнего стежка крестика, там указано в какую сторону. Но дело в том, что мне привычнее делать крест в другом направлении и понимая, что в работе это допустимо, чтобы не мучиться и не поправлять себя бесконечно (ведь когда привыкаешь к одному, перестроиться очень сложно), я делаю крест, как привыкла, а полукрест в соответствии с направлением моего нижнего стежка в крестике.
Скорее всего, сейчас вам вообще не понятно о чём я говорю, но я поясню)
Почему направление полукреста может быть разным?
Полукрест представляет собой диагональный стежок. В совокупности, выполненные подряд в каком-то количестве эти стежки создают эффект полупрозрачности, лёгкости, поэтому используются, как правило, для вышивки фона либо тени. Полукрест может вышиваться в разное сложение нитей. В одну нить всё будет более прозрачно, в две и более - менее прозрачным.
Крест - более плотная конструкция, а полукрест создаёт эффект дальнего плана либо приближён к переднему, т.е. к крестикам, добиваемся мы этого засчёт именно направления стежков.
Когда полукрест выполняется в том же направлении, что и нижний стежок крестика, мы получаем фон на заднем плане. Например, в работе по схеме Антонины Третьяковой очень чётко синица выходит на передний план, а фон где-то позади, вдалеке. В большинстве своих работ я так и делаю.
Может быть и такое, что в схеме строго прописано соблюдение направлений креста и полукреста, как, например, в работе "От любимого". В этом случае следует выполнять, как рекомендуется.
И по итогу мы получаем зелень за окном, но более плотную, т.к. полукрест выполнялся по направлению верхнего стежка крестика.
На мой взгляд, такая игра стежками делает работу более живой, подчёркивает какие-то вещи, какие-то оставляет не привлекающими внимание.
Таким образом, строгого правила, как нужно делать нет, но есть советы и рекомендации, а следовать им или нет, решайте сами. Если вам что-то не понятно из моих объяснений, то можно всё увидеть более наглядно ниже.
Надеюсь, информация была для вас полезной. Оставайтесь со мной, чтобы узнать ещё больше важного и нужного)