Только очень сильные и волевые люди, потеряв всё, постоянно пребывая в неопределённости, на грани жизни и смерти, способны не только сохранить самообладание, но и предпринимать какие-то осмысленные, созидательные действия, направленные на будущее. Именно поэтому то, как последний российский император Николай II, отрёкшийся от власти 2 марта 1917 года, доживал свои последние дни в Царском Селе (а позже - в Игнатьевском доме, в Екатеринбурге), под домашним арестом и беспрестанным наблюдением «людей в погонах» - очень хороший и «качественный» пример мужества, жизнелюбия и благородства.
После отречения от престола
После того, как последний российский император снял с себя полномочия, его и членов его семьи – императрицу Александру Фёдоровну, цесаревича Алексея и четырёх дочерей – Анастасию, Марию, Татьяну и Ольгу, поместили в отдельный особняк в Царском селе.
На первых порах, при Временном правительстве, «режим содержания» был очень лояльным. Более того, потребности уже бывших августейших особ обслуживала немногочисленная и очень верная прислуга, денно и ношно присутствующая подле своих вчерашних господ.
В ту пору будущее выглядело весьма оптимистично для Николая II и его семьи – на высшем уровне обсуждалась возможность высылки бывшего правителя в Великобританию. Но, совершенно неожиданно для Временного правительства и самого императора, именно английская сторона заморозила переговоры. Да и вообще делало всё, чтобы продемонстрировать свою незаинтересованность «обменными процессами», чем фактически подписало приговор бывшему российскому правителю.
Попытка не сойти с ума
С марта до августа экс-император и члены его семьи проявляли недюжинную физическую активность в месте своего пребывания. Так как усилий прислуги не хватало, сам Николай Александрович вместе с сыном, нередко пилил и колол дрова, чем поддерживал физическую форму, а бывшая императрица вместе с дочками не только охотно работала на огороде, но и чинила одежду, занималась рукоделием и выпекала хлеб.
В свободное время абсолютно все члены императорской семьи много читали и занимались рисованием. В общем, старались делать вид перед собой и друг другом, что ничего страшного не происходит и в целом, пытались вести обычную мирскую жизнь.
Вернее – учиться обычной мирской жизни.
В то время солдаты, охранявшие периметр особняка, любили говорить: «Дай Николаю топор и пилу (в некоторых источниках - коня и плуг) – и он сам себе заработает на государство»! И эта присказка-прибаутка является лучшим отражением того, что происходило в Царском селе, в последние месяцы жизни августейшей семьи.
Резкое ухудшение положения
В самом начале августа 1917 года, после того как Временное правительство кое-как справилось с новым восстанием в Петрограде, на высшем уровне было принято решение срочно переправить императорскую семью в Тобольск, подальше от «бурления масс».
То ли «от греха подальше», то ли «с глаз долой из сердца вон» - неизвестно. Но официальная версия новой высылки выглядела весьма куце – «вероятное использование Николая II дестабилизирующими политическими силами».
Вплоть до весны 1918 года, в Тобольске, императорская семья жила в несравненно худших условиях. Так, как иногда не жил средний класс во времена правления Николая II. Несмотря на это и на то, что окружающие охранники всё больше проявляли свою агрессию, Николай и Александра старались не унывать и продолжать себя вести ровно так же, как в Царском селе.
Но и Тобольск не был последним пунктом пребывания напуганной и измученной семьи.
В конце весны, совершенно неожиданно для бывшего государя, ввиду общего сложного положения «красных» и ухудшающейся для большевиков обстановки на "сибирских" фронтах, настрадавшуюся семью вновь перевозят. На этот раз в Екатеринбург, где селят в Ипатьевском доме.
Так как красные «комитетчики» были осведомлены, что белогвардейцы рвутся к Екатеринбургу, в попытке отбить императора, в ночь с 16 на 17 июля, под предлогом фотографирования Николая II и членов его семьи, в дом вошли мрачные люди в кожаных плащах…
… К большому сожалению, после 17 июля, несмотря на то, что то тут, то там в мире появлялись «чудом выжившие Анастасии», ни один член императорской семьи не выжил. Все они были расстреляны из наганов бездушных палачей, заплатив огромную цену только за свой бывший статус и символизм.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайк и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в развитии проекта, над которым наша команда работает каждый день.