Сегодня будет небольшой рассказ про человека, который занимался только одним делом до конца своей жизни и прошел путь от брошенного младенца до мудреца в области чайной науки. О нем в Китае сложено много легенд и удивительных повествований, и речь пойдет о Лу Юй 陆羽 — создателя первого трактата о чае и чаепитии.
Родился Лу Юй при правящей в Китае династии Тан (годы жизни с 733—804 гг.). Из древних записей есть упоминание, что это был уезд Цзинлин 竟陵 провинции Хубэй 湖北.
Внешность Лу Юя была некрасивой, можно даже сказать уродливой. И непосредственно из-за этого родители отказались от него, оставив его на улице. Решение избавиться от ребенка у них появилось не сразу при рождении, они наблюдали за ним в течении 2-х лет и когда окончательно убедились, что уродливость не покидает младенца, оставили погибать ребенка на улице.
Наставник брошенного мальчика. Изучение духовной культуры, тренировка в написании иероглифов и варке чая.
Но события для маленького Лу Юя повернулись с этого момента в лучшую сторону. Ранним утром, проходивший мимо дзэнский монах по имени Чжи Цзи 志基 из буддийского храма Лун Гай 龙盖 в Цзинлине проходил по небольшому мосту и услышал крик гусей под ним. Когда он спустился, то увидел, что маленький мальчик, окруженный гусями весь дрожал от холода и был практически обессилен. Монах Чжи Цзи поднял мальчика на руки и забрал в буддийский храм, где проходил службу. Тем самым подарив Лу Юю новую жизнь, спасши от неминуемой смерти.
Буддийский монах Чжи Цзи 智积禅师 был мастером и хорошим учителем, дав ребенку образование на высшем уровне. С помощью древнекитайской Книге Перемен И ЦЗИН 易经, гадая по гексаграмме БА ГУА 卜卦 он дал ребенку имя Лу Юй. Гексаграмма гласит: “鸿渐于陆,其羽可用为仪”. Таким образом фамилия Лу 陆 обозначало сушу или дорогу, а имя Юй 羽 указывало на идиому ”набирать высоту как взлетающий дикий гусь鸿渐”.
Дзэнский монах Чжи Цзи 智积禅师 научил его читать и писать, цитировать буддийские писания, а также практиковаться в каллиграфии в свободное время. Шло время и познания Лу Юя становились все более глубокими и всеобъемлющими, напрямую выражаясь в прозе и поэзии талантливого мальчика.
В свободное время от учений Чжи Цзи очень любит пить чай. И Лу Юй, последовав примеру учителя в приготовлении чая, постепенно овладел мастерством в использовании правильной воды, ее кипячении и заваривании чайного листа.
Его опыт и знания в заваривании чая накапливались по мере использования воды из разных источников и мест, а также способов приготовления чайного листа в зависимости от района произрастания и технологии изготовления.
Нежелание постричься в монахи и бегство из монастыря.
За все время, проведенное в Буддийском храме, Лу Юй научился читать и писать на “санскрите” став прилежным учеником своего учителя и добившись потрясающих результатов в области духовной культуры, каллиграфии и варке чая. Несмотря на то, что он полностью находился в атмосфере буддизма и каждый день слышал чтение молитв, Лу Юй не хотел принимать буддизм и стричься в монахи.
Его наставник, учитель Чжи Цзи, всегда хотел, чтобы Лу Юй перенял его традиции учения и унаследовал буддийские рясу и патру. И видя, что Лу Юй не стремиться к этим благам, он периодически наказывал его за это, подвергая телесному наказанию, работам по уборке в монастыре и чистке монашеских туалетов.
Лу Юй достаточно большое количество времени прожил в монастыре и понял, что учеба и монашеская жизнь не приносит ему удовольствия. Решив не продолжать больше жизнь в стенах буддийского храма, Лу Юй сбежал с монастыря и присоединиться к местной группе кочевников, лагерь которых находился неподалеку.
Внешность Лу Юя была мягко говоря некрасивая, плюс ко всему он еще и заикался. Проблемы с речью у него появились в 12 лет и произошло это потому, что он не любил говорить, предпочитая больше думать.
不羡黄金盏,不羡白玉杯;不羡朝入省,不羡暮入台;千羡万羡西江水,曾向竟陵城下来。
Несмотря на это, он быстро нашел признание и влился в коллектив кочевников. Это произошло благодаря тому, что он был чрезвычайно умен, остроумен и обладал хорошим чувством юмора. Помимо умственных способностей, у него был прекрасный актерский талант.
Когда он пришел в драматический кружок, то объявил руководителю, что он хочет петь. Руководитель не верил в него, так как Лу Юй заикался и был некрасив, а такие противоречия никак не подходили театральной группе. Но несмотря на это, Лу Юй создал непохожий и абсолютно новый способ пения в комическом стиле, что безусловно очень понравилось зрителям, а также за время этих выступлений он написал книгу в трех томах "Шутливые беседы" «谑谈».
Благосклонное расположение в театральной группе.
Во время собственных выступления в 746 году, Лу Юй случайно встретил Ли Киву 李基伍, префекта Цзинлина. Он приходится дядей Ли Лунцзи, императора династии Тан Сюань-цзун 唐玄宗, правящего в 685-762 гг.
Ли Киву был мудрым и эрудированным человеком, и увидя, что Лу Юй обладал особенным талантом к поэзии и был смышленым молодым человеком с исключительным умом, посчитал что он, несомненно, раскроет свою гениальность в будущем. Ли Циву решил взять Лу Юя на свое попечительство и лично обучать его поэзии.
月色寒潮入剡溪,青猿叫断绿林西。昔人已逐东流去,空见年年江草齐。---陆羽
Ли Киву во время своего обучения Лу Юя, не только подарил ему большое количество стихотворений и книг, но и отправил его учиться к мастеру Цзоу 邹 с горы Хуомэнь 火门山 для большего раскрытия таланта. Полное имя мастера было Цзоу Кун 邹坤, он был конфуцианец и великий ученый того времени. Помимо своих заслуг в области литературы и творчества, он также очень любил пить чай.
Лу Юй учился поэзии у мастера Цзоу Кун три года. За это время ему удалось усовершенствоваться и добиться колоссальных результатов во владении мастерства. А так как они оба проводили свободное время за приготовлением и распитием чая, то в этом он также подуспел.
Лу Юй накопил большое количество знаний о чае и хотел побывать также в других местах, чтобы изучить особенности местного чая, его возделывания, способов обработки и приготовления, а также исследовать родниковую воду, напрямую влияющую на вкус напитка.