Найти тему

Информация — это лишь название, общее для характеристик изменения чего-либо, которые указывают место этого изменения в мире

Даже разбитие чашки порождает информацию: смысл - последствия, новизну, важность

Безобразие! Большая часть 21-го века прошла, а мы всё не можем договориться об определении понятия «информация». Рискну предложить свой вариант, на мой взгляд, хорошо согласующийся с практикой использования термина «информация» и расчищающий завалы философских текстов об информации.

Собственно, определение совпадает с названием этой статьи. Поэтому дальше — пояснения и предпосылки определения: информация — это общее название характеристик изменения чего-либо, которые указывают место этого изменения в мире (новизны, важности, смысла и подобных).

К связыванию "информации" с изменением (но не к отождествлению информации и изменения) ведут несколько логических путей.

Первый путь такой. Любое понятие (пара образ - слово) должно быть укоренено в человеческой психике, так как является инструментом человеческого мышления. Из практики применения слова "информация" можно вывести, что информация используется при выборе поведения. А поведение выбирается таким, чтобы повысить благоприятность ситуации. Мы (да и любое животное) можем определять направление и скорость изменения благоприятности в текущей ситуации. Именно изменения и нужны, и только изменения физических воздействий на рецепторы мы способны ощущать. Значит, информацию мы получаем из этих изменений. Даже «статику» мы воспринимаем, как контрастное пятно (локальное изменение) на нейтральном фоне, которое может появиться в поле зрения или исчезнуть (изменив ситуацию).

С другой стороны, мышление (при выборе поведения) работает с индивидуальной картиной мира — моделью ситуации, в которой отображаются и прогнозируются изменения ситуации. Это возможно лишь в том случае, если информация может быть "пересажена" на другой носитель — на изменения состояния мозговых структур. Соответственно, информация - это то, что может рассматриваться без привязки к носителю, к тому, что, собственно, изменяется. Значит, информация - это не само изменение, а свойства, характеристики изменения, которые могут совпадать у разных изменений. Назовем их информационные характеристики.

А с третьей стороны, любое изменение (включая локальное) чего-либо — это изменение актуальной ситуации в «большом» мире. И некоторые характеристики конкретного изменения описывают это влияния на большой мир, роль его в мире. Именно эти характеристики — информационные. Их невозможно измерить непосредственно и локально, как, например, можно измерить физические характеристики. Примеры информационных характеристик: новизна, значимость, смысл и т.п. Информационные характеристики и есть необходимая при выборе поведения информация.

Второй путь. Есть прецедент: определение термина"величина", как общего названия всего, что может быть вычислено или измерено. С учетом этогопрецедента формулируем: информация - это общее название для ряда характеристик изменения. И в этом — не только формальная аналогия.

Сначала у людей было единое универсальное Знание. Потом, по мересовершенствования знаний и усложнения хозяйственной практики , люди обнаружили, что у объектов есть поддающаяся абстрагированию характеристика – количество.Количество коров и количество зарубок на деревяшке могут совпадать. Более того, пересчет количества зарубок, добавление новых или стесывание старых могут заменить пересчет коров (важно в долговых расчетах). И выделили из Знания конкретную науку-математику, как знание о преобразованиях количества.

А недавно выделилась конкретная наука информатика, как знание о преобразованиях - чего? Информации. По аналогии с предметом математики,информация - поддающаясяабстрагированию характеристика– но чего?

Сложилась практика применения словосочетаний "носитель информации", "новизна информации", "значимость информации", "смысл информации", "количество информации". В этих словосочетаниях "информация" выступает как субстанция. Но ведь нет какой-либо подходящей на роль информации субстанции в объектах - носителях информации. С другой стороны, чтобы записать информацию на носитель, требуется локально изменить носитель.Чтобы извлечь информацию нужно обнаружить и проанализировать изменения носителя. То есть информация связана не столько с носителем, сколько с изменениями носителя, с его неоднородностью. Обнаружили, проанализировали и — не нашли ни новизны, ни значимости, ни смысла. Потому что информационные характеристики — это о роли изменения в носителе информации в «большом» мире. Существенно, что эта роль может совпадать у разных изменений в разных носителях, в принципе - от деталей пейзажа до изменений нейронной сети, от переключения кубита до появления новой галактики.

Предложенное определение понятия «информация» разрушает обыденную синонимичность терминов - информации, с одной стороны, и данных, сигналов, знаний, сведений, с другой стороны. В конкретных выражениях придется выбирать, о чем, собственно, идет речь. О зафиксированных для обеспечения последующего использования результатах измерений или вычислений (данных), об искусственно внесенных изменениях в некий физический носитель для переноса информационных характеристик на другой носитель (сигналах), о коллекции данных для какого-нибудь использования (сведениях), или знаниях, как о сведениях, включенных в картину мира — научную, индивидуальную.

Положительной стороной предлагаемого определения понятия «информация» является возможность дать определение понятию «смысл» - важнейшей информационной характеристике изменения чего-либо. Смысл — это совокупность состоявшихся и предполагаемых последствий изменения чего-либо, изменения ситуации.

Объективно, объем последствий любого изменения ситуации необозримо большой. Но в конкретной ситуации актуальной оказывается часть последствий, и смысл конкретного изменения оказывается не однозначным. Может различаться глубина учитываемых последствий, ведь на последующие события влияют и другие изменения ситуации, и смысл «размывается» по мере удаления по ветвям пучка причинно-следственных связей. Может быть ограничена сфера распространения последствий. Может быть выбрана специальная точка зрения. Могут учитываться или не учитываться предполагаемые (прогнозируемые) последствия, а само прогнозирование может выполняться в разных картинах мира. Часто различаются научный прогноз (вычисленный в научной картине мира) и результаты прогнозирования разными людьми в своих индивидуальных картинах мира.

Наличие в конкретной используемой картине мира (например у конкретного человека) особенных знаний или обладание особым способом преобразования не информационных характеристик изменения может обеспечить извлечение смысла, скрытого для прочих (криптография).

Последствия могут быть разными по проявлению. В общем случае — это изменения вероятностей наступления последующих событий или изменения характеристик последующих изменений/событий.

Есть естественные механизмы ограничения распространения последствий (объема) изменений. Во-первых, оказываются частично изолированными по последствиям изменений разные структурные уровни мироустройства (в синергетической картине мира - уровни самоорганизации). Это выражается в том, что далеко не все события, например, физического атомного уровня приводят к изменениям на химическом молекулярном уровне. А биологический отбор блокирует распространение молекулярных нарушений в популяции. Социальные институты ограничивают влияние свойств индивидов на социальные процессы. Во-вторых, в технических системах принимаются меры для ограничения распространения ошибок, например, при передаче данных между устройствами (корректирующие коды, процедуры проверки).

О некоторых других информационных характеристиках.

Новизна - отсутствие в определенных пространственном и временном интервалах подобного сочетания информационных характеристик изменения. Новизна носителя информации не является информационной новизной.

Значимость (важность) - объем последствий изменения. Часто может измеряться в денежных единицах. Для технической системы - степень влияния на выполнения предписанной функции. Для человека - объем изменений индивидуальной картины мира, вызванных восприятием изменения ситуации.

Количество информации сохраняет традиционное измерение - степенью снижения неопределенности ситуации.

Наконец, о человеческой речи. Внешне человеческая речь — это осмысленные, то есть с заданными желаемыми последствиями локальные изменения давления воздуха. Последствия создаются в виде изменений в состоянии мозговых структур слушателей, а затем — в их действиях. Можно предположить, что изначально речь должна была предотвращать агрессивность партнеров в ответ на действия говорящего. Иногда — путем их обмана.

С усложнением взаимоотношений с партнерами увеличилось разнообразие передаваемых речью смыслов — разнообразие желаемых изменений как в поведении слушателей, так и в их индивидуальных картинах мира.

В настоящее время, с получением способности удерживаться от неуместного озвучивания речь стала внутренним потоком комментариев не только к действиям человека, но и, выборочно, к основной непрерывной работе (не ощутимой) мозга по выбору поведения.

Сформированное речевое сообщение — это изменение ситуации не только для слушателя, но и для говорящего. А это изменение ситуации, как и всякое другое, запускает пересчет действующей информационной модели мира — индивидуальной картины мира человека. Что может привести к формированию следующего речевого сообщения. Так появляется «поток мыслей» - ограниченный комментарий к огромной фоновой работе мозга.

Далее нужно рассмотреть информационные структуры, важнейшей из которых для нас является многократно упомянутая в тексте индивидуальная картина мира человека.

P.S. Можно проследить путь от сырых данных до знаний. Например, на ускорителе получили массив снимков треков-следов чего-то в пузырьковой (туманной) камере. Это – данные. У них есть множество различных характеристик. Среди этих характеристик есть информационные характеристики, в том числе — смысл. Здесь «смысл» - это выводимые из данных последствия — изменения в научной картине мира. Когда сумели объяснить появление треков, например, исходя из стандартной модели, тогда получились знания, например, как повышение оценки достоверности (одной из информационных характеристик) стандартной модели.