То, что мы испытываем, - это разногласия между духом, который хочет, и плотью, которая либо больше заинтересована в том, чтобы оставаться на связи с вещами мира, либо настолько полна беспокойства, что не отпустит даже на несколько минут, чтобы найти отдых во Христе.
Наши мысли постоянно связаны со всеми видами новостей, событий и мимолетных мыслей других людей.
Архимандрит Савва (Мажуко) советовал: «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ, что всегда вместе с ним эту чашу скорбей и болезней пьет, переживает, проживает наш Бог. В самую сложную минуту, на самом пике скорбей Он всегда протянет руку, никогда не бросит даже…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов архимандрита, https://t.me/molitvaikona/10995 .
Нам нужно напомнить, что молитва - это борьба. Нам приказано молиться без престранно, потому что молитва больше не естественна для нас в нашем падшем состоянии. До падения Адам и Ева были в состоянии не прекращаемой молитвы; не для нас. Мы должны немного потрудиться, чтобы развить жизнь и состояние молитвы.
Однако проблема рассеянного ума была довольно хорошо известна отцам и святым нашей Церкви еще с древних времен. В рассеянном уме нет ничего нового. Проходящие мысли - не важны, однако они могут испортить наш покой.
Даже если наш мобильный телефон выключен, мы все равно можем отвлекаться на свои мысли.
Наш мозг постоянно занят. Устанавливаются нервные связи и к нам приходят мысли. Некоторые из них обычные, например: «Надо поехать на дачу в выходные», но другие — это мысли, ведущие нас к искушению, например: «У такого-то жизнь лучше, чем у меня». Отцы учат нас поступать с подобными мыслями так же: игнорировать их! Тогда это уйдет прямо из вашего сознания.
Нет более важной мысли, чем ваша молитва. Если что-то действительно важно, это вернется к тебе после Литургии. Вам не нужно пытаться вспомнить это позже или записать.
Если вы позволите целому ряду логизмов начаться с этой единственной мысли или даже если вы попытаетесь придумать причины, почему эта мысль не является хорошей, отпустить ее будет гораздо труднее. Вы можете начать с: «Мне нужно прополоть грядку» и продолжить: «Какая сегодня погода?», «У меня будет время в расписании?» «Никто не помогает мне с прополкой».
К этому моменту в дело вмешиваются не только ваши мысли, но и вы начинаете обижаться! Теперь труднее вернуть разум. Насколько проще было бы вообще игнорировать сорняки!
Точно так же не сердитесь на себя и не говорите: «Почему я думаю о своем саду во время церкви?» Или чужая жизнь? Я не могу сосредоточиться!» Ты снова заводишься, только по-другому. Не разочаровывайтесь в себе. Просто попробуйте еще раз.
«Перестань думать об этой мысли» легко сказать. Вот что делать. Немедленно переключите свои мысли на что-нибудь другое. «Скажи, Господь милует».
Обратите внимание, где мы находимся в Литургии, и сосредоточьтесь на самих произнесенных словах. Посмотрите на икону и созерцайте ее. Вернитесь туда, где вы стоите, или сидите, или стоите на коленях. Сделайте крест, чтобы напомнить себе о необходимости обратить на себя внимание. Через минуту вы даже забудете, что вам пришла эта мысль.
Мы знаем, что святитель Иоанн Златоуст знал о рассеянном уме, потому что в Литургии очень много моментов, когда наше внимание возвращается. Мы все еще можем успокоить свой разум, как это могли делать христиане в прежние времена. Когда наш разум спокоен, мы можем молиться и полноценно участвовать в нашей прекрасной Литургии.
Молитва о даровании терпения.
Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать – наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты – всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение. Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь.