Найти в Дзене
ЧестнаяЙога

Насагра дришти - в практике асан и медитации

Одной из техник используемой в Аштанге-виньяса йоге является дришти - фиксированный взгляд в позах. В основном это либо ладонь, как в триконасане, либо палец ноги, как во всех наклонах. Третья основная точка - насаграя, кончик носа, которая используется там где в зоне видимости нет ни рук ни ног, например бакасана. Но насколько жёстко нужно удерживать взгляд в этом положении? С первыми двумя всё понятно - на расстоянии вытянутой руки фокус взгляда сохраняется естественно, в отличии от фокуса на кончик носа, удержание которого требует напряжения. Для начала - почему это важно вообще в аштанге. Вот что пишет Джойс в своей Йога-Мале: все упражнения следует выполнять согласно этим принципам: виньяса, дыхание, дхьяна, дришти и бандхи. Что в урезанном варианте позднее стало популярным термином "тристана", включающему только асана-дыхание-дришти. На что направляется дхьяна не уточняется, как и нет ссылки на первоисточник, по которому можно сделать вывод какая дхьяна подразумевается. Так как

Одной из техник используемой в Аштанге-виньяса йоге является дришти - фиксированный взгляд в позах. В основном это либо ладонь, как в триконасане, либо палец ноги, как во всех наклонах. Третья основная точка - насаграя, кончик носа, которая используется там где в зоне видимости нет ни рук ни ног, например бакасана. Но насколько жёстко нужно удерживать взгляд в этом положении? С первыми двумя всё понятно - на расстоянии вытянутой руки фокус взгляда сохраняется естественно, в отличии от фокуса на кончик носа, удержание которого требует напряжения.

Для начала - почему это важно вообще в аштанге. Вот что пишет Джойс в своей Йога-Мале: все упражнения следует выполнять согласно этим принципам: виньяса, дыхание, дхьяна, дришти и бандхи. Что в урезанном варианте позднее стало популярным термином "тристана", включающему только асана-дыхание-дришти. На что направляется дхьяна не уточняется, как и нет ссылки на первоисточник, по которому можно сделать вывод какая дхьяна подразумевается. Так как дхьяна это собственно поток внимания она может как усилить дришти, если направлена на него, так и ослабить, если направлена на другой объект.

Так или иначе из того сколько аспектов одновременно требуется держать во внимании во время практики, можно сделать очевидный вывод, что внимание распределяется по ним равномерно, и жёсткая фиксации на кончике носа в принципе невозможна.

Но перед окончательным выводом можно рассмотреть ещё два авторитетных источника.

Хатха-йога-прадипика:

Насагра здесь находится в разделе мудр и является самодостаточной практикой. Мудры, буквально замок, печать запечатывают энергию внимания (прана-читта) и перенаправляют её. Как и большинство техник хатха-йога-прадипики мудры требуют создания напряжения(аллегория с палкой бьющей змею). Поэтому здесь насагра это буквально жёсткая фиксация взгляда и всего внимания на кончике носа. Важно что кроме этой точки внимание не пребывает больше нигде, в отличии от практики аштанги с несколькими объектами. Далее же концентрация-дхарана во времени переходит в дхьяну.

Бхагават Гита:

samaM kAya-ziro-grIvaM dhArayann-acalaM sthiraH |

saMprekSya nAsika-agraM svaM dizaz-ca-anavalokayan

Твердо удерживая неподвижно на одной линии тело, голову и шею,

как будто глядя на кончик носа (nAsika-agraM) и не отвлекаясь по сторонам, (6.13)

Глава 6 в целом говорит о привычном образе аскетичной йога-медитации. Т.е. о той самой "классической" йоге Патанджали с длительным сидением и средоточением. И, что интересно, только в этой главе используется термин "читта" - внутренний инструмент направленного внимания, который играет основную роль именно в практике сидячей медитации.

Шанкарачарья комментирует эту шлоку таким образом: шлока продолжает предыдущие, в которых объясняется медитация, описывая здесь требуемое положение тела и взгляда. Так как цель конкретно этой практики консолидация внимания (читты) на Атмане (собственно как и цель йоги Патанджали), что и будет сказано в следующей, завершающей шлоке, - то "как будто глядя на кончик носа" следует понимать именно как только направление для глаз, взгляд же направляется как бы внутрь. В итоге "стхирам-сукхам" - положение тела и взгляд удобно паркуются, позволяя не отвлекать внимание от самой цели йогического сосредоточения. Ведь если вы будете буквально сосредотачиваться на своем носе или теле, у читты не останется ресурса на саму цель медитации.