Александр Романчук
Адрес статьи: https://naukaverakuljtura.com/полоцкий-объединительный-собор-1839-год-3/
Толчком к началу подготовки упразднения унии в пределах Российской империи послужил указ от 9 (ст. ст.) октября 1827 г., изданный Пр. Сенатом по повелению императора Николая I и направленный на прекращение процессов латинизации церковной жизни униатов и полонизации униатского духовенства (ПСЗРИ 2. Т. 2. 1827: 877–878). В среде белого униатского духовенства он вызвал воодушевление (Коялович 1869: 13–14). Следствием обнародования этого указа стало то, что 5 ноября (ст. ст.) 1827 г. на имя директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий Г. И. Карташевского поступила записка «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной», составленная заседателем второго (униатского) департамента Римско-католической духовной коллегии от Луцкой епархии прелатом Иосифом Семашко. Записка включала в себя исторический очерк Брестской церковной унии, оценку положения унии в Российской империи и описание ряда мероприятий, с помощью которых униатское церковное объединение можно было направить к воссоединению с Православием. Свой поступок Семашко мотивировал тем, что путем самостоятельных богословских изысканий он пришел к выводу о Православии Восточной Церкви, а также тем, что, в процессе своей практической церковной деятельности он убедился в бесперспективности попыток остановить поглощение унии Польским Католичеством (Записка, составленная асессором коллегии 1883: 387–398). Содержание записки было доложено императору Николаю І, который немедленно дал ей ход (Толстой 1869: 19), поручив униатское дело товарищу министра народного просвещения Д. Н. Блудову.
В марте 1828 г. в канцелярии Министерства народного просвещения был составлен «Всеподданейший доклад о преобразовании Греко-Униатской Церкви соответственно истинным потребностям и пользам принадлежащих сему исповеданию». В нем содержался детально разработанный во 2-м департаменте Римско-католической духовной коллегии под руководством прелата Иосифа Семашко план реформирования церковного организма унии. 22 апреля 1828 г. Пр. Сенат издал высочайший указ «Об учреждении Греко-униатской духовной коллегии» (АВАК 1889: 113–115), который положил начало преобразованиям.
К 1830 г. реформы в униатской церкви завершились. Они коснулись всех сторон жизни униатов: 1) учреждена отдельная Греко-униатская духовная коллегия; 2) вместо 4 униатских епархий оставлены 2 — Полоцкая (Белорусская) и Виленская (Литовская); 3) епархиальные капитулы заменены соборным духовенством; 4) сформированы 3 административные комиссии для управления общими имениями и капиталами греко-униатского духовного ведомства; 5) открыта Литовская епархиальная семинария в Жировичах (1828); 6) для униатских семинарий и духовных училищ приняты уставы, созданные по образцу действовавших в соответствующих православных учебных заведениях России; 7) положено отправлять униатских воспитанников на учебу в православные духовные академии и в Московский и Санкт-Петербургский университеты вместо католической Главной духовной семинарии при Виленском университете; 8) поощрена отдача духовенством детей в духовные училища; 9) безвозмездно передано униатским духовным учебным заведениям Синодальной комиссией духовных училищ более 1000 экз. православных учебных пособий; 10) монастыри подчинены епархиальным архиереям; 11) назначены в консистории члены от иночествующих (на первый раз провинциалы и составлена для них инструкция, ограничивающая их власть); 12) запрещено принимать в униатское монашество лиц латинского обряда; 13) униатским монахам из латинян предоставлено право вернуться в прежний обряд; 14) положено монахов не посвящать в священный сан без предварительного рассмотрения и постановления консисторий; 15) определено, чтобы десятина, собираемая в пользу латинского клира с униатов, шла на содержание униатских священников; 16) запрещено приписывать униатских духовных лиц к костелам в качестве викарных; 17) распространены на детей униатского духовенства права и преимущества, принадлежавшие по закону детям православного духовенства; 18) несколько заслуженных священников награждены золотыми крестами с возведением их в звание соборных протоиереев; 19) издание униатских богослужебных книг должно было осуществляться только с разрешения Греко-униатской духовной коллегии; 20) отменено право колляторства (патроаната) помещиков над униатскими церквами; 21) для убеждения приходского духовенства в духовной необходимости возвращения униатов к православной вере Иосифом (Семашко), возведенным в сан епископа в 1829 г., на польский язык было переведено сочинение святителя Филарета Московского «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Греко-Российской Восточной Церкви» (Разговоры между испытующим и уверенным… 1883: 65–66).
Попытки воспрепятствовать преобразованиям, в том числе и со стороны Римской курии, не имели успеха, поскольку изменения не касались канонического подчинения униатов Риму, их католического вероучения и литургической практики (Записка от 6 апреля 1829… 1883: 510–519).
Св. Синод не был поставлен в известность о реализации проекта общего воссоединения. Поэтому после восстания сторонников возрождения Речи Посполитой 1830–1831 гг. на волне антипольских настроений в православном духовенстве возникла идея организовать миссию среди униатов. Ее поддержал обер-прокурор Св. Синода С. Д. Нечаев. По его инициативе 30 (ст. ст.) апреля 1833 г. была учреждена православная Полоцкая и Виленская епархия (ПСЗРИ 2. Т. 8. 1833: 244–246), управляющим которой был поставлен епископ Смарагд (Кржижановский). Он развернул кампанию по присоединению униатов. В 1833–1836 гг. ему удалось перевести из унии 158 972 человек.
Эта миссия препятствовала установлению конструктивных взаимоотношений между униатским и православным духовенством и проводилась с использованием неприемлемых методов. Она вызвала недовольство епископа Иосифа (Семашко) и его единомышленников. Для сближения позиций православного духовенства и стремившихся к Православию униатов в 1835 г. по инициативе епископа Иосифа императором Николаем І был учрежден «Секретный комитет по делам греко-униатским». В его состав вошли Д. Н. Блудов, министр иностранных дел (с 1832 г.), С. Д. Нечаев, обер-прокурор Св. Синода, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский), архиепископ Тверской и Кашинский Григорий (Постников), митрополит греко-католической церкви в России Иосафат (Булгак), еп. Иосиф (Семашко), генерал П. А. Толстой, князь А. Ф. Голицын и А. С. Танеев (Шеститко 2017). Известны 3 протокола заседаний комитета, а также то, что в ходе его работы состоялось несколько отдельных заседаний узкого круга его членов: Д. Н. Блудова, С. Д. Нечаева, митрополита Филарета и епископа Иосифа.
Комитет принял ряд важных решений: подчинение униатских семинарий Комиссии духовных училищ Св. Синода, введение изучения православного катехизиса в униатских семинариях, восстановление иконостасов в униатских церквах, разрешение принимать детей униатов как духовного, так и светского звания в греко-российские духовные училища. В то же время Комитет не сумел преодолеть противоречия во взглядах на подготовку общего воссоединения униатов с православными. Миссионерская активность последних была лишь ограничена составленной святителем Филаретом Московским секретной инструкцией под названием «Мысли и советы для православных архиереев, которых паствы сопредельны с разномыслящими в вере и уклонившимся от Православия».
Проявившаяся в действиях С. Д. Нечаева, епископа Смарагда (Кржижановского) и подчиненного ему духовенства неготовность православной стороны принять возвращение униатов в Православие, послужила поводом для внесения в проект общего воссоединения важных изменений, приведших к его интенсификации. В июне 1833 г. епископ Иосиф (Семашко) выступил с предложением подчинить униатов Св. Синоду. Предложение не нашло поддержки. Однако Семашко полагал, что альтернативного пути достичь упразднения унии не существует, поэтому по собственной инициативе он начал проводить подготовительные к передаче униатов в ведение Св. Синода мероприятия.
По его инициативе в начале 1834 г. в состав униатского епископата были введены единомышленные ему духовные лица — протоиереи Антоний (Зубко) и Василий (Лужинский), которые были назначены викариями Литовской и Белорусской епархий соответственно. В сан епископа был также возведен протоархимандрит базилианского ордена Иосафат (Жарский). Епископ Иосафат не сочувствовал Православию, но ради хиротонии согласился дать подписку о желании присоединиться к Русской Православной Церкви в любое время. 7 февраля (ст.ст.) 1834 г. решением Греко-униатской духовной коллегии, одобренным всеми униатскими архиереями, в униатскую богослужебную практику была введена православная богослужебная литература, богослужебная утварь и священнические облачения. Также началась перестройка униатских церквей согласно восточной традиции и очищение богослужения от латинских наслоений. В Жировичском Успенском мужском монастыре при Литовской духовной семинарии была учреждена комиссия по обучению приходских священников православному богослужению и правильному чтению церковнославянских текстов.
25 июня (ст.ст.) 1836 г. должность обер-прокурора Св. Синода занял граф Н. А. Протасов. 4 января (ст.ст.) 1837 г. епископ Иосиф (Семашко) направил ему записку, в которой предлагалось завершить подготовку общего воссоединения подчинением униатов Св. Синоду и сообщалось, что только в 1834 г. из унии в костелы перешли 25 000 человек. Последнее вызвало заинтересованность Протасова, т. к. свидетельствовало о вредности миссионерских успехов епископа Смарагда (Кржижановского). В июне 1837 г. епископ Смарагд был переведен на Могилевскую кафедру, организованная им миссия прекратилась сама собой. Изменение ситуации послужило для епископа Иосифа (Семашко) поводом, чтобы продемонстрировать Н. А. Протасову готовность униатов к воссоединению и подтолкнуть его на решительные шаги. Для этого он лично и через своих сторонников, назначенных на ключевые епархиальные должности, развернул среди священников сбор подписок о желании воссоединиться с Православием. Эта кампания открыла, что последовательное приведение в жизнь после 1834 г. литургической реформы в Литовской епархии епископом Иосифом (Семашко), собравшим вокруг себя широкий круг единомышленников, привело к откровенному обсуждению перспективы воссоединения среди униатских духовных лиц. Аргументы сторонников воссоединения оказались убедительными. В результате бóльшая часть духовенства Литовской епархии была согласна на Православие. В Белорусской епархии среди униатского духовенства оставалось значительное число лиц, не определившихся со своим отношением к Православию, и сложилась небольшая группа влиятельного духовенства, тайно противодействовавшего их сближению с православными (А. Томковид, И. Игнатович, В. Копецкий, И. Малишевский, И. Точитский, К. Мальчевский). Усилиям этой группы способствовала недостаточная энергия в проведении литургической реформы, проявленная викарием Полоцкой епархии епископом Василием (Лужинским), который был ограничен в своих действиях правящим архиереем митрополитом Иосафатом (Булгаком), и миссионерская деятельность епископа Смарагда, возбудившая антиправославные настроения среди униатов. Разная степень глубины подготовительных к общему воссоединению мероприятий определило то, что к 15 августа (ст.ст.) 1838 г. из 1057 священников Литовской епархии подписки о желании присоединиться к православию дали 760 человек. В Белорусской епархии таковых насчитывалось 172 из 680.
В первой половине 1838 г. скончались митрополит Иосафат (Булгак) и епископ Иосафат (Жарский), которые были последними сторонниками сохранения унии из числа униатских иерархов в России. В связи со смертью митрополита Иосафата, занимавшего три поста: митрополита, председателя Греко-униатской духовной коллегии и правящего епископа Белорусской епархии, встал вопрос о замещении этих должностей. После совещания обер-прокурора Св. Синода графа Н. А. Протасова с Д. Н. Блудовым, святителем Филаретом Московским и Киевским митрополитом Филаретом (Амфитеатровым) 2 марта (ст. ст.) 1838 г. епископ Иосиф (Семашко) был назначен на должность председателя Греко-униатской духовной коллегии. Управляющим Белорусской епархией стал епископ Василий (Лужинский). Вопрос о назначении униатского митрополита остался открытым (Смолич 1997: 340).
Новая иерархическая ситуация и успехи в сборе подписок подтолкнули Н. А. Протасова к выяснению готовности униатов на воссоединение. По его ходатайству в июне 1838 г. в западные губернии был направлен чиновник Св. Синода для особых поручений камергер В. Скрипицын. Скрипицын посетил 54 прихода, 8 мужских и 2 женских монастыря в Литовской епархии, 23 прихода, 2 мужских и 1 женский монастырь в Белорусской. Он выяснил, что «униатские церкви за малым исключением уже приведены в то состояние, когда в них может совершаться правильное православное богослужение» и отметил, что в числе согласных на воссоединение «состоит все высшее образованное духовенство, в коем сосредотачивается вся моральная сила его». Сомневающимися в справедливости разрыва унии камергер назвал 151 священника и монаха, что не учитывало значительное количество духовных лиц, к которым за подписками еще не успели обратиться, а также безместных и заштатных священников.
В декабре 1838 г. Н. А. Протасов инициировал создание «Секретного комитета для совещания о мерах касательно воссоединения Греко-униатской Церкви». В его состав вошли: Главный начальник Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, шеф жандармов генерал А. Х. Бенкендорф, министр государственных имуществ генерал-адьютант П. Д. Киселев, обер-прокурор Св. Синода генерал-майор граф Н. А. Протасов и министр внутренних дел Д. Н. Блудов. На заседаниях Комитета 22 и 26 декабря 1838 г. были рассмотрены письменные мнения о возможности упразднения униатской церкви епископа Иосифа (Семашко), святителя Филарета Московского, митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) и епископа Антония (Зубко). Все архиереи высказались в пользу скорейшего воссоединения. Епископ Иосиф полагал, что оно должно заключаться в подчинении Греко-униатской духовной коллегии Св. Синоду, после чего должен был последовать длительный процесс интеграции воссоединенных без перемены внешнего вида священников и вмешательства в сложившиеся в унии церковные традиции, если таковые не противоречат вероучению Православной Церкви. Признаком завершения воссоединения он считал поминовение за богослужением Св. Синода вместо папы римского и исключение из Символа Веры слов «и от Сына». Святитель Филарет Московский усматривал в этом плане опасность, заключавшуюся в том, что по предоставленным ему сведениям 421 униатский священник и 172 монаха ещё не дали подписки о согласии на воссоединение. Выражая опасение, что эти люди могут спровоцировать волнения, он предложил провести Собор униатского духовенства, на котором будет принято Соборное обращение униатской иерархии к Св. Синоду с просьбой о присоединении. При этом бывшим униатам следовало оставить те обычаи и привычки, которые не противоречили православному вероучению. Секретный комитет принял план святителя Филарета и разработал основные положения Соборного Акта, который должны были одобрить и подписать члены предстоящего Собора, а также соответствующего прошения на имя императора.
Униатская иерархия согласилась с решениями Секретного комитета. Собор был назначен в день Торжества Православия 12 февраля (ст. ст.) 1839 г. в Полоцке. На нём после Божественной Литургии был зачитан Соборный акт, объявлявший о возвращении униатов к православному вероисповеданию, рассмотрены, одобрены и подписаны подготовленные заранее документы, к которым прилагались 1305 собственноручно написанных священниками подписок о желании присоединиться к Православной Церкви. Соборный акт подписали епископы: Иосиф, епископ Литовский, Василий, епископ Оршанский, управляющий Белорусской епархией, Антоний, епископ Брестский, викарий Литовской епархии; заседатели Греко-униатской духовной коллегии соборные протоиереи: Игнатий Цильковский, Иоанн Конюшевский, Лев Паньковский; председатель Литовской консистории, соборный протоиерей Антоний Тупальский, председатель Белорусской Консистории, Ректор Полоцкой семинарии соборный протоиерей Михаил Шелепин, вице-председатель Литовской консистории соборный протоиерей Михаил Голубович (впоследствии архиепископ), в должности Ректора Литовской семинарии соборный протоиерей Фердинанд Гомолицкий, вице-председатель Белорусской консистории протоиерей Константин Игнатович, член Литовской консистории и эконом Литовской семинарии игумен Иосаф (Вышинский), член Белорусской консистории игумен Иосиф (Новицкий), инспектор Полоцкой семинарии, соборный протоиерей Фома Малишевский (впоследствии епископ Филарет), инспектор Литовской семинарии иеромонах Игнатий (Желязовский; впоследствии епископ), ключарь Полоцкого Софийского кафедрального собора соборный протоиерей Михаил Копецкий, эконом Белорусской семинарии соборный протоиерей Иоанн Щенснович, заседатель Литовской консистории соборный протоиерей Плакид Янковский, заседатель Белорусской консистории протоиерей Иоанн Глыбовский, заседатель Литовской консистории Григорий Куцевич, заседатель Белорусской консистории иерей Иоанн Сченснович, заседатель Белорусской консистории Фома Околович, в должности секретаря при еп. Иосифе (Семашко) иеромонах Фауст (Михневич), в должности секретаря при еп. Антонии (Зубко) иеромонах Петр (Михалевич) (Уния в документах 1997: 489–490).
Продолжение следует…