1,2K подписчиков

Самая красивая служба в году и ее смысл...

315 прочитали

Добрый вечер, дорогие друзья! Конечно, по названию статьи, вы подумали, что я о пасхальной службе. Ан нет! Самой красивой и глубокой, не только по моему мнению, является служба Великой Субботы и сегодня я хочу раскрыть перед вами ее красоту!

В позднее советское время сложилась нехорошая традиция освящения куличей после службы Великой Субботы. Из-за этого великий день покоя, когда Церковь поет: "Да молчит всякая плоть человеча", и Сын Божий лежит в гробу, превратился в базар... У меня из-за этого сердце кровью обливается, если честно.

Один знакомый батюшка, который переехал в Россию из Украины, говорил, что там в Субботу в храмах тишина, а освящение происходит на саму Пасху ночью и потом весь день. И это, конечно, правильно.

Ну хоть мы, христиане, почтим Великую Субботу! И даже если кто-то работает на саму Пасху, придите утром в Субботу - вы ничего не потеряете, но станете причастниками великой глубины Слова Божия! Конечно, при условии если в вашем храме четко читают и прилично поют.

Ну а теперь к делу.

Напомню, что богослужебный день начинается с вечера, поэтому погребение Плащаницы совершается в храмах в пятницу вечером (если быть по-евангельски точным, то это должно происходить при закате солнца).

По своему смыслу Утреня Великой Субботы - заупокойная. Мы совершаем отпевание Господа Иисуса Христа!

сайт Московской Патриархии
сайт Московской Патриархии

После начала утрени и Шестопсалмия начинается пение тропарей "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое...". А священник исходит царскими вратами на середину храма к Плащанице и совершает каждение всего храма.

Затем священник перед плащаницей возглашает так называемые похвалы Распятому Господу, а хор поет Непорочны (Блаже́ни непоро́чнии в путь, ходя́щии в зако́не Госпо́дни), то есть распевает 17-ую кафизму (псалом 118). Хор и священник поют попеременно.

Я раньше не понимала, почему 118-ый псалом считается заупокойным, ведь он является по сути молитвой праведника, который всю жизнь радел об исполнении заповедей. Так вот этот псалом и есть молитва Единственного Праведника - Иисуса Христа, Который прожил жизнь по заповедям, как и подобает и предстал пред Богом.

Этот текст нужно прослушать с особым вниманием, несмотря на его длину (он разделен на 3 части - статии, между которыми совершается малое каждение храма: Плащаницы, иконостаса и молящихся).

Смысл этих песнопений - это предстояние в страхе и недоумении пред Живым Богом, Который сейчас лежит в гробу:

Животе́, ка́ко умира́еши? Ка́ко и во гро́бе обита́еши? Сме́рти же ца́рство разруша́еши, и от а́да ме́ртвыя возставля́еши?

Весь текст Похвалы построен на антиномии, то есть противоречии двух противоположных свойств, сочетающихся в одном. Например:

Я́ко челове́к у́бо умира́еши во́лею, Спа́се, я́ко Бог же сме́ртныя возста́вил еси́ от гробо́в, и глубины́ грехо́вныя.

Живота́ Сокро́вище, ка́ко зри́тся ме́ртвый? ужаса́ющеся А́нгели взыва́ху: Ка́ко же во гро́бе заключа́ется Бог?

Заканчивается это чтение пением тропарей по Непорочных, которые мы все хорошо знаем по воскресной утрене. Священник кадит весь храм.

Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.

Ангельский собо́р удиви́ся, зря Тебе́ в ме́ртвых вмени́вшася...

Все. Христос приготовлен к погребению.

Хор начинает петь знаменитый и всеми любимый канон "Волною морскою...", который я лично жду весь год. Когда-то, больше 10 лет назад, я читала его одна, то есть хор пел, а я читала его без напарника. Представьте храм XII века, мы стоим на хорах, в храме полумрак. Да... тогда я прочитала его нутром.

Да Твоей сла́вы вся испо́лниши, сшел еси́ в ни́жняя земли́: от Тебе́ бо не скры́ся соста́в мой иже во Ада́ме, и погребе́н истле́вша мя обновля́еши, Человеколюбче.

После канона и пения стихир на Великое славословие священник облачается во все священные одежды, выходит к Плащанице и возглашает: Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет перед ней, а не перед престолом. Это важный момент: мы проживаем смерть и погребение Христа не как игру, а как реальность. Именно поэтому в Страстную Пятницу не было Литургии, ибо Господь наш умер...

По окончании Славословия совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей. Сразу вспоминается Пастернак: "Сады выходят из оград, колеблется земли уклад. Они хоронят Бога...".

с сайта Санкт-Петербургской академии
с сайта Санкт-Петербургской академии

Это как бы путь от камня помазания к Гробу Господню (два разных места), но в храме Плащаница полагается на том же месте.

Затем следует чтение пророчества Иезекииля о воскресении людей, чтение Апостола и Евангелия. Все! Постные напевы прекращаются. Вот так. Христос во гробе, но скорбеть уже нельзя. Когда знаешь эти тонкие моменты, то богослужение раскрывается перед тобой как цветок необыкновенной красоты!

Теперь о том, что происходит утром (нашим утром, когда мы придем на Литургию).

Сразу скажу, что по уставу Литургия Великой Субботы начинается с Вечерни и служилась она в древних монастырях примерно в 16 часов. Но в нашей жизни это почти невыполнимо...

Поэтому Вечерня с Литургией Василия Великого в наших храмах служится утром. На Вечерни положено чтение 9 паремий, отрывков Ветхого Завета, в которых пророчествуется о Воскресении.

Два из них выделены особенно: это история о переходе евреев через Чермное море и спасение трех отроков из вавилонской печи. После них поются особенные радостные библейские песни. В этот момент хор представляет собой еврейский народ, а канонарх - Моисея:

Канонарх: Пои́м Го́сподеви.

Хор: Сла́вно бо просла́вися.

В знак перехода через Чермное море отверзаются царские врата.

Канонарх: Коня́ и вса́дника вве́рже в мо́ре. Пои́м Го́сподеви:

Хор: Сла́вно бо просла́вися.

Переход через Чермное море - это Пасха ветхая. А наша Пасха - переход от смерти к жизни. И именно в Великую Субботу читается из 31 главы пророка Иеремии (8-ая по счету паремия) - единственное место Ветхого Завета, в котором говорится о Завете Новом. Навострим уши и услышим:

"Та́ко глаго́лет Госпо́дь: се дни́е гряду́т, и завеща́ю до́му Изра́илеву, и до́му Иу́дину заве́т нов. <...> дая́ зако́ны Моя́ в мы́сли их, и на сердца́х их напишу́ я, и бу́ду им в Бо́га, и ти́и бу́дут Ми в лю́ди. И не научи́т ки́йждо бли́жняго своего́ и ки́йждо бра́та своего́, глаго́ля: позна́й Го́спода, я́ко вси позна́ют Мя от ма́ла да́же и до вели́каго их... "

Постепенно Вечерня переходит в Литургию. В древности в это время из крестильни приходили новокрещенные под пение "Елицы во Христа крестистеся..." И отрывок Апостола к Римлянам напоминает всем, для чего мы крестились:

"Бра́тие, ели́цы во Христа́ Иису́са крести́хомся, в смерть Его́ крести́хомся. Спогребо́хомся у́бо Ему́ креще́нием в смерть: да я́коже воста́ Христо́с от ме́ртвых сла́вою о́тчею, та́ко и мы во обновле́нии жи́зни ходи́ти на́чнем".

Ну и,наконец, кульминация Великой Субботы - Пасха - "переход" во всех смыслах. Вы же знаете, что ночью, на пасхальной службе мы празднуем именно встречу воскресшего Христа и мироносиц. То есть Он воскрес до этого. Помните, что благодатный огонь сходит в Великую Субботу (а не Воскресенье!) примерно в 14-16 ч. дня. Это и есть время Воскресения Христова и изведения из ада всех ожидавших Его людей. В это время в древности и служили Литургию.

Между чтением Апостола и Евангелия: "Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во все́х язы́цех." В это время духовенство переоблачается из черного в белое. Один раз в Великую Субботу я наблюдала, как одна раба Божия в это время сняла черный платочек и одела белый. Все! Христос воскресе!

Вместо Херувимской песни поется :

Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стоя́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо ца́рствующих, и Госпо́дь госпо́дствующих, прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же Сему́ ли́цы а́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафими, ли́ца закрыва́юще, и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.

После чего духовенство выходит из алтаря не на солею, а обходит вокруг Плащаницы (Гроба Господня).

фото из интернета
фото из интернета

Вместо Достойно поется ирмос 9-й песни канона Великой Субботы:

Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.

И наконец, Причастен, уверяющий нас в том, что Христос точно уже воскрес: Воста́ я́ко спя Госпо́дь, и воскре́се, спаса́яй нас. Аллилу́иа.

Вот так, друзья. Выходите вы из храма в Великую Субботу, народ толпится с куличами и яйцами, а вы уже "все знаете"! От всего сердца желаю вам встретить Великую Субботу в храме!