Христос воскресе, дорогие друзья! Вот и наступила Пасха Господня - неисчерпаемый источник благодати и богомыслия! Сколько образов, символов, богословских смыслов и тем несет в себе это величайшее торжество! А знаете ли, где в Писании первый раз говорится о Воскресении Христовом?
Первое Евангелие
Библия говорит нам о том, что некогда все люди имели истинную веру в Единого Бога. Отпадение от чистоты веры началось с грехопадения наших прародителей Адама и Евы. Грехопадение исказило человеческую природу, в результате чего люди утратили способность напрямую общаться с Творцом как в Эдемском саду. Но Бог, любящий Свое создание, уже сразу после этого события дал первым людям надежду на спасение от власти дьявола: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; <…> и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт. 3:14-15)
Под семенем жены святые отцы единогласно понимают Господа Иисуса Христа, Который родился на земле непорочно от одной только Матери. После грехопадения сатана будет искушать людей, как бы жаля их грехом.
Но Господь Иисус Христос поразит дьявола в голову, то есть сокрушит Своим Воскресением всю его силу. Приведенные слова книги Бытия отцы называют Первоевангелием, то есть первой благой вестью. Удивительно, что уже на заре человеческой истории Бог дал обетование о спасении!
По мере расселения по земле, потерявшие благодать Божию люди, утратили веру в Истинного Бога, и по слову апостола Павла «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца...» (Рим 1:25). Однако, несмотря на всю ложность языческих представлений, при внимательном изучении религий древности, можно увидеть, хотя и очень искаженные, но сохранившиеся представления о творении мира, о потопе и даже о воскресении.
Его образы явлены Творцом и в природе: это весеннее ее пробуждение, и появление бабочки из кокона, и прорастание семян. Последний пример как образ Своего Воскресения использовал Сам Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:24).
Идея воскресения до нашей эры
В мифологии многих народов присутствуют образы птицы феникс (или гамаюн), умирающей и возрождающейся из огня. Почти в каждой древней религии была вера и в воскресающих героев, или богов. Это египетский Осирис, финикийский, а затем и греческий Адонис. Их воскресение всегда связывалось с наступлением весны, подчиняясь власти космоса, они умирали и воскресали каждый год. Эти боги никогда не воскресали в полном смысле этого слова. Например, египетский Осирис, оживленный своей супругой Исидой, стал правителем в царстве мертвых. Поэтому вера древних настолько отличается от истинной христианской веры, насколько игра девочки с куклой отличается от любви матери и дитя.
Поэтому, когда некоторые скептики от имени исторической науки говорят о том, что Христианство позаимствовало идею Воскресения, это звучит несерьезно по нескольким причинам:
- Во-первых, строго говоря, Христианству не 2000 лет, оно существует от сотворения мира. Обетование о рождении Мессии было дано уже Адаму и Еве. И они, и их потомки: Ной, Авраам, Моисей и пророки - все веровали в одного и того же Бога и ждали пришествия Искупителя;
- Во-вторых, у христиан нет идеи Воскресения. Воскресение Христово - это не идея - это первый догмат (если мыслить именно хронологически) христианской веры. То есть основание веры, без которого Христианство просто не существует. Если говорить научным языком, то догмат - "это знание о Боге в Самом Себе и в Его явлении твари". Идея - это может быть некая мысль о Боге, высказанная человеком. А догмат - это именно знание, полученное в откровении, в живом религиозном опыте.
3. Догмат о Воскресении по смыслу своему революционен. Никто из древних народов никогда не приписывал воскресение из мертвых конкретному человеку, которого все знали, видели, с которым общались.
Никаких исторических свидетельств например, об Осирисе и Адонисе не существует. В то время как Иисус Христос - конкретная историческая Личность, свидетельств о Которой сохранилось гораздо больше, чем о великих личностях, существование которых ни у кого не вызывает сомнения (Сократ, Платон, Аристотель, Будда и т.д.).
4. Идея воскресения у древних неразрывно связана с природой, сельскохозяйственным циклом. Осирис умирает и воскресает каждый год. Этот бог "нужен" для того, чтобы было возможно выращивание и собирание урожая.
5. Опять же революционность христианского учения заключается в том, что оно проповедует реальное, то есть телесное Воскресение Христа (Иисус Сам пригласил Фому прикоснуться, даже ощупать Свое тело после Воскресения) и соответственно телесное воскресение всех людей после Страшного Суда. Древние же "ограничивались" верой в загробный мир, мир душ (тела же оставались в могилах), царство теней.
Удивительно, но почему-то те, кто обвиняют Христианство в неоригинальности, умалчивают об этом. Если в Воскресении Христа нет ничего оригинального, почему почему те же греки, слушая проповедь апостола: "Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время"(Деян.17:32)? Разумеется, в "своих" богов они уже не верили, а Воскресение Христово, по словам того же апостола Павла "для иудеев соблазн, для эллинов безумие".
Многие люди готовы принять нравственное учение Христа, признают историческое существование Самого Иисуса, но о догмат Воскресения как о камень преткновения разбиваются многие. Более того, за веру в Воскресение Христово и в наше будущее воскресение христиан не понимали, ненавидели и убивали во все времена, настолько она противоречит плотско*му человеку, который хочет жить только здесь и сейчас.
Воистину воскресе Христос! Благодарю за прочтение!
https://zen.yandex.ru/media/id/5f7b057fdf35ae20fc2fa903/evangelskie-chudesa-isceleniia-chast-1-602e7b043ad6ee787cdc954d чудеса исцеления от болезней, совершенные Христом, часть 1
https://zen.yandex.ru/media/id/5f7b057fdf35ae20fc2fa903/evangelskie-chudesa-very-i-isceleniia-chast-2-6030dca92dc579563647ff34чудеса исцеления от болезней, совершенные Христом, часть 2