Найти тему

Отрицательная цена на техасский газ. Как это работает?

Оглавление

В Техасе уже не первую неделю зафиксированы отрицательные цены на газ, добытый в Пермском бассейне. Так на хабе Waha можно прикупить миллион британских тепловых единиц (MMBtu) за -3 (минус три) доллара.

Такие тарабарские единицы измерения связаны с тем, что в США и Великобритании до сих пор используют не общепринятую метрическую систему, а имперскую Чтобы перевести в привычные нам единицы, надо исходить, что среднегодовая теплоёмкость природного газа, поставляемого потребителям в США, составляла около 1037 БТЕ. Следовательно, 100 кубических футов (CCF) природного газа равны 103 700 британских тепловых единиц. Одна тысяча кубических футов (MCF) природного газа равна 1,037 MMBtu. 1 MMBtu содержится в 960,43 кубических футах газа. Или привычных нам 27,19 м3.

Для перевода в $ за тыс. кубометров необходимо значение в MMBtu умножить на коэффициент 35,8. Следовательно тысячу кубометров вы можете приобрести за -115,5 долларов. То есть не вы платите, а вам платит продавец газа!

Надо признаться, что отрицательная цена на углеводороды встречалась и раньше. Самые известный пример - это отрицательные цены на нефть во время пандемии, когда переизбыток нефти было просто некуда девать. Примерно такие же события сейчас в Техасе.

Давайте рассмотрим подробно. Начать надо с того, что в Америке принципиально иная система недропользования. У нас недра принадлежат государству и оно выдает лицензии компаниям на разработку недр. Обычно это крупные ВИК (вертикально-интегрированные компании), которые обладают деньгами, компетенциями и технологиями на разработку месторождений. Эти компании вы все знаете -Роснефть, газпромнефть, Лукойл и тд.

-2

А в Америке любой может начать добывать нефть или газ, которые есть на его земле. То есть если ты владеешь землей - значит владеешь и недрами на твоем участке. Можешь это сделать сам, а можешь продать/сдать свою землю в аренду. В результате на рынке имеется множество десятков, а то и сотен мелких фирм, многие их которых владеют одной-двумя скважинами.

Газ от скважин идет на какой-нибудь газовый хаб. Под этим называют газораспределительный пункт - либо начало мощного трубопровода, СПГ терминал, порт, газоперерабатывающий завод и так далее. При этом хаб, пусть это будет газзавод, заинтересован в стабильных поставках газа. Поэтому заранее, может даже за полгода, выкупает определенные объемы газа, которые он может хранить и перерабатывать.

Вот этот договор на куплю-продажу газа (и другого товара) и есть фьючерс.

По сути, вы покупаете бумажный газ. Фьючерсы совершаются трейдерами – биржевыми спекулянтами на бирже. В зависимости от прогнозов цену на них могут поднимать или снижать.

Цена на фьючерс может сильно варьировать в зависимости от рыночной ситуации. Если спрос велик - то фьючерс дорожает, если падает - то дешевеет. . При этом добытчику нефти и газа абсолютно все равно от ваших сделок и установленной цены на нефть. Он получит ту цену, за которую заключил фьючерсный договор.

И тут происходит непредвиденное, форс-мажор. Так сейчас трубопроводная компания Kinder Morgan закрыла один из участков газопровода Natural Gas Pipeline of America из-за ЧП, связанного с выбросами метана и пожаром. В результате сложилась ситуация, когда может произойти затоваривание всего рынка Техаса, то есть газ просто некуда девать.

При этом владелец фьючерса обязан выкупить тот объем газа, который он приобрел по фьючерсу по цене, зафиксированной в нем. И ситуация, что это газ некуда девать добытчика абсолютно не волнует.

В такой ситуации единственный шанс отказаться от покупки – продать фьючерс другому. Он также идет на биржу и делает скидку. Не берут по 15 – вынужден продавать по 5 долларов за 1 MMBtu. Но проблема в том, что таких ушлых ребят, которые имеют фьючерсы на руках, много. И они все активнее сбрасывают цену и она уходит в ноль, а потом и в минус. То есть он согласен даже доплатить любому, кто заберет газ, лишь бы избавиться от него.

А вот производителю ни холодно-ни жарко.

Ведь по сути продают не сам газ, а фьючерс, бумажный газ по контракту, который только предстоит добыть

Такая система защищает производителя от резких скачков цены на нефть и газ. У производителя есть время нарастить объемы производства или их сократить, в зависимости от тенденций потребности рынка.

В принципе сейчас в Техасе логичным было бы сократить добычу газа, но этого не происходит. Связано это с особенностями Пермской формации. Все дело в том, что основной продукт добычи там нефть, а газ попутный, который идет вместе с нефтью. Это значит, что компании не тратят дополнительные деньги на выкачивание природного газа — он достается им «в довесок» к нефти.

Сейчас цена на нефть марки WTI (West Texas Intermediate, она же Texas light sweet) очень хорошая, почти 87 долларов за бочку (баррель). Снизить добычу газа без снижения добычи нефти не получится никак. Если у бизнеса не получится заработать на продаже этого «довеска» — нестрашно; выручка от нефти все равно компенсирует затраты на добычу и позволит получить маржу.

Теоретически можно этот газ даже сжечь, но вряд ли это позволит экологическое законодательство. У американцев оно не менее строже, чем наше. Согласно ему можно сжигать не более 5% попутного газа, иначе грозят очень серьезные штрафы. Поэтому и вынуждены американские нефтяники торговать газом буквально в убыток, но овчинка явно того стоит.

У меня же на сегодня все, ставьте лайк и подписывайтесь, будет интересно