Найти тему
АМД — Авто-Мото-Драйв

К столетию со дня рождения Донатаса Баниониса, который никогда не стремился сыграть ни Гамлета, ни Остапа Бендера

Машина врага сброшена с обрыва. Кадр из фильма "Мертвый сезон", 1968 г., "Ленфильм".
Машина врага сброшена с обрыва. Кадр из фильма "Мертвый сезон", 1968 г., "Ленфильм".

Но сыграл гораздо больше... Как я обещал вчера, публикую интервью с Великим Актером Советского Союза, записанное 21 год назад.

«Стрелка» с лидером глубоко законспирированной преступной группировки «Клетчатым» была забита на десять утра в самом центре одного заграничного города. Для прикрытия тылов я попросил прийти туда полковника КГБ Ладейникова, а если встреча пройдет мирно и сможет даже вдохновить работников искусства — пригласил Гойю и Бетховена. Как там оказались герцог Олбенский, мистер Мак-Кинли и Фердинанд Люс для меня так и осталось загадкой. Даже Крис Кельвин со своего Соляриса сбежал...

С кинокумиром многих поколений, Народным артистом СССР, литовским актером Донатасом Банионисом мы встретились в его родном театре города Панявежиса, где он играл вот уже седьмой (!) десяток лет. Несмотря на почтенный возраст — в том году Банионису стукнуло 79 — он по-прежнему бодр, весел, легок на подъем и продолжал работать. С журналистом из Москвы он согласился встретиться сразу, без всякого жеманства и набивания цены, присущих некоторым современным зазвездившимся "Артистам Артистовичам". Конечно же, ему приятно, что по-прежнему помнят и любят, несмотря на появившиеся границы и визы. А мне было так непривычно в окружении всех вышеперечисленных киногероев. Вон в «Мертвом сезоне» его герой Ладейников гонял не хуже современных гонщиков Формулы-1. А ведь именно он еще в далекие 60-е определил судьбу нашего президента.

— Говорят, что Владимир Путин решил пойти служить в КГБ, посмотрев вашего разведчика Ладейникова. Это правда?

— В одном из своих интервью президент России действительно говорил об этом. А погоня снималась в окрестностях Таллина, — начал свой рассказ Банионис, улыбнувшись. — Нужен был западноевропейский пейзаж, вот и поехали в Эстонию. Но за рулем автомобиля я был только когда машина отъезжала и останавливалась. Все остальные кадры за рулем крупным планом снимались на студии. Это обычное решение, когда актер не является каскадером.

— В «Берегись автомобиля» я за рулем только сидел. Все остальное делал дублер.

— Как вы оказались у Рязанова в этой грустной комедии? Вам же предложили такую отрицательную роль — священник, да еще из Прибалтики, покупающий ворованную машину на присвоенные у прихожан деньги...

Вороватый ксендз в исполнении Баниониса отсчитывает 5500 полноценных советских рублей угонщику Юрию Деточкину. Кадр из фильма "Берегись автомобиля", 1966 г., "Мосфильм".
Вороватый ксендз в исполнении Баниониса отсчитывает 5500 полноценных советских рублей угонщику Юрию Деточкину. Кадр из фильма "Берегись автомобиля", 1966 г., "Мосфильм".

— Не покривлю душой, если скажу, что ко всем своим ролям я относился очень настороженно. Я театральный артист, и кино для меня было чем-то новым и непривычным. И когда режиссеры предлагали мне роли, я всегда очень сомневался, смогу ли я сыграть их хорошо. Но если режиссер был талантливый и видел меня в этой роли — в конце концов он убеждал меня. И в итоге действительно получалось неплохо. А в «Берегись автомобиля» я оказался случайно. Нужен был священник из Прибалтики. Рязанов слышал, что где-то в литовской глубинке есть такой Банионис, и отправил за мной второго режиссера.
Но как я выгляжу он не знал. Когда меня привезли на съемки и представили ему, он мне ничего не сказал, но его взгляд, обращенный второму, гневно вопрошал: "Ты кого привез?!!" Совершенно не тот образ! По сценарию должен быть латвийский пастор с внешностью шведа — худой долговязый блондин, — а привезли невысокого полноватого брюнета! Но время поджимало, и сцену надо было делать. Решили попробовать. Меня нарядили ксендзом, выехали на пляж, расчищенный от отдыхающих, там мы встретились со Смоктуновским, я отсчитал ему по-литовски государственную стоимость машины купюрами по одному рублю, и разошлись. Как ни странно, сцена режиссеру понравилась, и ее приняли. Позже была еще одна сцена со мной, в зале суда, но ее вырезали, и в картину она не вошла. Сначала фильм этот длился 2,5 часа. Когда мы его посмотрели все пришли в уныние. "Провал" было единственное слово, витавшее в зале. Только один Рязанов — вот что значит настоящий талант! — не был удручен. "Не волнуйтесь, я знаю, что делать, — сказал он, — все будет хорошо!" Ленту сократили до полутора часов и получилось действительно великолепно.

Нечистоплотный священник показывает, кому предназначались ушедшие на оплату украденной "Волги" рубли
Нечистоплотный священник показывает, кому предназначались ушедшие на оплату украденной "Волги" рубли

— В дорожной полиции Литвы мне сказали, что у вас была «Волга». Эта случайно не та, что вы купили у Юрия Деточкина на Палангском пляже?
— Нет, конечно, — смеется "ксёндз", — тогда у меня уже была своя. А в те времена иметь две машины было уж чересчур, даже известным артистам.
Кстати, съемки проходили не в Паланге, хотя по сюжету была именно она, а в Одессе.

— Свой первый выход на сцену помните?
— Еще бы! Он у меня был провальным. Наш театр открылся весной 1941 года, вскоре после установления советской власти. Возглавил его великий режиссер
Юозас Мильтинис, только что вернувшийся тогда из Парижа. Меня взяли в штат актером-кандидатом с 1 июня. Первая постановка, в которой я участвовал, была чисто агитационной: близилась первая годовщина советской власти в Литве, и с театра требовали какую-нибудь агитку. Мы поставили что-то про освобождение пролетариата. Я играл рабочего, арестованного по указке капиталиста. И вот советская власть нас освободила. Я должен был выйти на сцену в кандалах и там сбросить их. Но при выходе я зацепился за осветительную мачту и никак не мог вырваться.

Театр г.Панявежиса, где служил Д.Банионис. Справа внизу памятник его основателю Мильтинису
Театр г.Панявежиса, где служил Д.Банионис. Справа внизу памятник его основателю Мильтинису

Как я испугался! Все, думаю, выгонят из театра. Но, к счастью, все обошлось.
С 1 октября, то есть, после прихода немцев, я уже стал полноправным актером и получил роль ученика старшего класса в пьесе «
Поросль». Играл, можно сказать, сам себя, мне ведь тогда было только 17. Пьеса пользовалась огромным успехом. Там рассказывалось, как в школе у преподавателя пропали деньги. В то время с воровством было очень строго. Если в какой-то школе случалась кража она позором ложилась на все учебное заведение. А когда вора находили — жизни ему больше не было. Если оказывалось, что это ученик, — выгоняли из школы без права восстановления!
— Строго!
— Не то, что теперь. Воруют, грабят, убивают...
— Что вы испытываете, когда ставший вам родным Панявежис называют литовским Чикаго 20-х годов? Машину на улице нельзя без присмотра оставить и на пару минут.
— Жаль, конечно, очень жаль, что так случилось, — Банионис тяжело вздыхает. — Культура у народа совсем пропала. Если раньше Паневежис называли городом Мильтиниса, то теперь "Тульпиниса" (по названию преступной группировки с улицы Тульпе, которая зверствовала в городе на рубеже веков. Убийство прокурора тоже ее рук дело). Как Мильтинис ушел из театра, так этот храм культуры перестал играть значимую роль в жизни города и всей республики.

— Есть ли какая-то роль, которую вы хотите или хотели когда-то сыграть?

— Я никогда не мечтал играть ни Гамлета, ни Остапа Бендера и не понимаю людей, которые твердят: "Вот я мечтаю сыграть Отелло", например. Получил он эту руль, но ни-чер-та хорошего не сыграл! Надо, чтоб хороший режиссер видел тебя в этой роли.
Так и с машиной. Был у меня «Москвич» — я был им доволен. Он устарел — купил "Волгу", потом другую. Они меня вполне устраивали. Навязал мне сын иномарку Ford Sierra — он меня в ней увидел, можно сказать — она действительно мне подошла, и я рад. Я к ней не стремился. Хотя еще в советские времена мне говорили, что я имею право купить Mercedes. Надо было только письмо на «Мосфильм» написать. Но мне этого не нужно было.

Возвращение Ладейникова из плена. Последний кадр "Мертвого сезона".
Возвращение Ладейникова из плена. Последний кадр "Мертвого сезона".

— У артистов принято подшучивать над коллегами. Вы разыгрывали кого-нибудь на 1 апреля или, может, вас кто-то разыграл каким-то интересным образом?
— Хотя в артистической среде первоапрельские шутки очень распространены,
но в нашем театре мы никого не разыгрывали. Поэтому когда мы с моей
супругой 1 апреля 1948 года объявили, что поженились и расписались в ЗАГСе, нам никто не поверил. Думали, шутка у нас такая. Окончательно поверили лишь тогда, когда мы через месяц обвенчались в костеле. Было это 55 лет назад...

Донатас Банионис ушел из жизни в сентября 2014-го на 91-м году жизни, его супруга Она скончалась в 2008 году.