Найти тему

Военные поезда и железные дороги. Польша

Картинка из свободных источников.    Польский бронелокомотив (серия 178), использовавшийся в бронепоезде "Падеревский". Поезд, выпущенный в сентябре 1919 года, был назван в честь Падеревского (1860-1941), польского пианиста, композитора и политического деятеля (премьер-министра в 1919-20 гг. - одного из "отцов" независимой Польши.
Картинка из свободных источников. Польский бронелокомотив (серия 178), использовавшийся в бронепоезде "Падеревский". Поезд, выпущенный в сентябре 1919 года, был назван в честь Падеревского (1860-1941), польского пианиста, композитора и политического деятеля (премьер-министра в 1919-20 гг. - одного из "отцов" независимой Польши.

В конце 1918 года Польша имела семь бронепоездов, к концу 1919 года - 31, а на пике численности в 1920 год у - 43. Они захватили около 37 бронепоездов у Австро-Венгрии, Украины и Литвы, а также у России. Например артиллерийский броневик под названием Stzelec Kresowy в течение 25 лет служил в четырех разных армиях: Красной советской, Белой русской в 1918 году, Польской в 1920 году и наконец, немецкой во Второй мировой войне. Предназначенные в качестве мобильного резерва для восточных рубежей, польские бронепоезда сыграли важную роль в войне против Украины и Советской России в 1919-1921 гг. Польские поезда действовали так же, как и поезда Красной армии. Они перевозили около 100-150 пехотинцев и были вооружены пушками, размещенными в бронированных вращающихся башнях. Поляки ввели в свои поезда дополнительное вооружение: легкие танки (как правило, Renault FT французской сборки) устанавливались на вагоны-платформы, оснащенные пандусами, позволяющими танку высаживаться и вести бой в непосредственной близости от поезда, поддерживая пехоту. Каждому поезду присваивалось имя, обычно имя национальному героя, такие как генерал Соснковский, Падеревский или Маршалек.

PP Gromobój - название польского импровизированного бронепоезда времен периода польско-украинской войны (1918-1919 гг.). Поезд принимал участие в боях в районе железнодорожного узла в Загуже. Его броня была из кирпича и речного гравия. Самый известный польским бронепоездом этого периода, несомненно, был ПП Пилсудского, названный так в честь польского полководца Иосифа Пилсудского. Этот поезд принимал участие в взятии городов Пшемысль и Львов, поддерживал наступательные операции на Украине и Белоруссии, а также участвовал в отступлении летом 1920 года, когда в артиллерийской дуэли уничтожил бронепоезд "Красноармеец". Поляки также участвовали в вооруженном конфликте против Германии в 1919-1920 годах на Западе, на спорных пограничных территориях Силезии и Померании.

С приходом к власти нацистов в Германии в 1933 году, поляки продолжали совершенствовать бронепоезда. Они сохранили двенадцать поездов: шесть находились в резерве, а шесть были переброшены в район, где железнодорожные линии были более многочисленными, что увеличивало их шанс сыграть свою роль в возможной войне с Германией. Эти поезда были модернизированы и оснащены новым подвижным составом, а вооружение варьировалось в зависимости от того, что было доступно на момент их постройки. Их состав был стандартизирован. Например, бронепоезд "Данута" включал в себя бронированный локомотив, командный/радиовагон, вагон для экипажа пехотной группы, и два броневагона с артиллерийскими установками в башнях. Два вагона управления обычно прицеплялись спереди и сзади поезда, чтобы предотвратить повреждения от мин, установленных на пути. Поляки продолжали использовать вагоны-платформы, оборудованные аппарелями для перевозки танков (обычно легких Renault FT и танкеток TSK для разведки и поддержки пехоты), прикрепленных к бронепоезда. Как и у всех бронепоездов, радиус их действия был ограничен, а зенитное вооружение иногда отсутствовало, поскольку потенциал авиации был недооценен.

Немецкие наземные войска легко избегали бронированные поезда, а люфтваффе легко находили их и атаковали с воздуха. Такая судьба постигла, например, ПП Бартоша Гловацкого (он же бронепоезд номер 55). Этот бронепоезд использовался во время польско-советской войны и польской сентябрьской кампании. В начале сентября 1939 года он был приписан к оперативной группе Вышков и был направлен в крепость Бжеш-над-Бугием, где сражался с немецкими частями Верфюгунгструппе СС (позже ставшей известной как Ваффен СС). После отхода на юг, к Львову, поезд был уничтожен Люфтваффе 19 сентября 1939 года.

Картинка из свободных источников.    Артиллерийский вагон бронепоезда Познанчик, 1920 год.
Картинка из свободных источников. Артиллерийский вагон бронепоезда Познанчик, 1920 год.
Картинка из свободных источников.    Бронированный вагон поезда Пилсудского 1920 года. Этот вагон был вооружен 75 мм пушкой и несколькими пулеметами.
Картинка из свободных источников. Бронированный вагон поезда Пилсудского 1920 года. Этот вагон был вооружен 75 мм пушкой и несколькими пулеметами.
Картинка из свободных источников.    Артиллерийский броневагон поезда "Данута". Этот артиллерийский броневагон, входивший в состав бронепоезда "Данута", был оснащен одной турельной 100-мм гаубицей, одной 75-мм пушкой с навесной башней и пулеметом. Бронепоезд "Данута" был сформирован в Познани в мае 1919 года. Вероятно, он использовал часть подвижного состава от немецкого поезда Panzerzug 22, захваченного в феврале 1919 года. Состав поезда "Данута" в этот период был непостоянным. Вооружение артиллерийского вагона "Данута" в августе 1920 года состояло из 75-мм пушки, 37-мм пушки, из двух тяжелых орудий (скорее всего, 75-мм), двух 37-мм орудий и пятнадцати пулеметов. Во время Варшавской битвы в августе 1920 года Данута сражалась в составе 1-й польской армии. 17 августа 1920 года он принял участие в успешном рейде на Минск Мазовецкий, вместе с бронепоездами Msciciel и Paderewski. После этого Данута была приписана к 5-й армии и вела бои в районе Млавы.
Картинка из свободных источников. Артиллерийский броневагон поезда "Данута". Этот артиллерийский броневагон, входивший в состав бронепоезда "Данута", был оснащен одной турельной 100-мм гаубицей, одной 75-мм пушкой с навесной башней и пулеметом. Бронепоезд "Данута" был сформирован в Познани в мае 1919 года. Вероятно, он использовал часть подвижного состава от немецкого поезда Panzerzug 22, захваченного в феврале 1919 года. Состав поезда "Данута" в этот период был непостоянным. Вооружение артиллерийского вагона "Данута" в августе 1920 года состояло из 75-мм пушки, 37-мм пушки, из двух тяжелых орудий (скорее всего, 75-мм), двух 37-мм орудий и пятнадцати пулеметов. Во время Варшавской битвы в августе 1920 года Данута сражалась в составе 1-й польской армии. 17 августа 1920 года он принял участие в успешном рейде на Минск Мазовецкий, вместе с бронепоездами Msciciel и Paderewski. После этого Данута была приписана к 5-й армии и вела бои в районе Млавы.
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Всего за период 1918-1939 годов Польша построила 80 бронепоездов, около 60 бронелокомотивов и 300 броневагонов. Уцелевшие польские бронепоезда поезда были приняты на вооружение Германии в конце 1939 года после капитуляции Польши. Они использовались в основном для охраны, патрулирования и, в конечном счете в качестве антипартизанских подразделений.

Картинка из свободных источников.    Бронированный локомотив поезда "Данута".
Картинка из свободных источников. Бронированный локомотив поезда "Данута".
Картинка из свободных источников.    Бронелокомотив Serie 180 (1920).
Картинка из свободных источников. Бронелокомотив Serie 180 (1920).
Картинка из свободных источников.    Польский бронелокомотив класса Ti3 (G5-3). Разработанный немецкой Компания Henschel & Sohns из Касселя, этот тип локомотивов был построен в 1903-1906 годах. Локомотив и тендер имели длину 16,17 м,  собственный вес - 80 т. Максимальная скорость составляла около 45 км/ч.
Картинка из свободных источников. Польский бронелокомотив класса Ti3 (G5-3). Разработанный немецкой Компания Henschel & Sohns из Касселя, этот тип локомотивов был построен в 1903-1906 годах. Локомотив и тендер имели длину 16,17 м, собственный вес - 80 т. Максимальная скорость составляла около 45 км/ч.
Картинка из свободных источников.    [Два вида на ПП-2]: Вверху: Локомотив ПП-2 Смайлы. Бронепоезд Smialy (что в переводе с польского означает "Храбрый" или "Смелый") воевал в течение тридцати лет, служа четырем разным странам. Изначально это был австрийский бронепоезд, который был захвачен поляками в 1918 году. Он получил название "Смиалы" и участвовал в советско-польской войне. В межвоенный период его модернизировали, и в 1939 году он сражался против немцев. После поражения и капитуляции Польши, он был захвачен и поставлен на вооружение  СССР и получил обозначение  БП-75 НКВД.  В 1941 году он использовался в боях против немцами до 1944 года . Внизу: Пулеметный вагон в составе бронепоезда ПП-2 "Смиалы" в 1920 году. Двухосный штурмовой вагон имел длину 7,90 м и был вооружен четырьмя 7,92 мм пулеметами Wz08,. Машина имела две двери  (по одной с каждой стороны),  аварийный люк в днище, а также дверями в обоих концах, позволявшие переходить из одного вагона в другой.
Картинка из свободных источников. [Два вида на ПП-2]: Вверху: Локомотив ПП-2 Смайлы. Бронепоезд Smialy (что в переводе с польского означает "Храбрый" или "Смелый") воевал в течение тридцати лет, служа четырем разным странам. Изначально это был австрийский бронепоезд, который был захвачен поляками в 1918 году. Он получил название "Смиалы" и участвовал в советско-польской войне. В межвоенный период его модернизировали, и в 1939 году он сражался против немцев. После поражения и капитуляции Польши, он был захвачен и поставлен на вооружение СССР и получил обозначение БП-75 НКВД. В 1941 году он использовался в боях против немцами до 1944 года . Внизу: Пулеметный вагон в составе бронепоезда ПП-2 "Смиалы" в 1920 году. Двухосный штурмовой вагон имел длину 7,90 м и был вооружен четырьмя 7,92 мм пулеметами Wz08,. Машина имела две двери (по одной с каждой стороны), аварийный люк в днище, а также дверями в обоих концах, позволявшие переходить из одного вагона в другой.
Картинка из свободных источников.    Артиллерийский вагон в составе ПП-2 поезда Смиалы в 1920 году. Броня составляла 8-12 мм, позже ее утолстили до 40 мм. Он был вооружен одной 80-мм пушкой M5/8 и тремя пулеметами (один в верхней башне и два в по обоим бортам). Орудия обслуживались экипажем из 12-15 человек.
Картинка из свободных источников. Артиллерийский вагон в составе ПП-2 поезда Смиалы в 1920 году. Броня составляла 8-12 мм, позже ее утолстили до 40 мм. Он был вооружен одной 80-мм пушкой M5/8 и тремя пулеметами (один в верхней башне и два в по обоим бортам). Орудия обслуживались экипажем из 12-15 человек.
Картинка из свободных источников.    Польский бронированный вагон D-2.
Картинка из свободных источников. Польский бронированный вагон D-2.
Картинка из свободных источников.    Бронелокомотив ПП-55 Бартоша Гловацкого.
Картинка из свободных источников. Бронелокомотив ПП-55 Бартоша Гловацкого.
Картинка из свободных источников.    Дрезина Tatra T-18. Небольшая дрезина имела 3,6 м в длину и 2,1 м в высоту. Его можно было сцеплять с другими рельсовыми транспортными средствами с помощью сцепного устройства. Стандартное вооружение состояло из одного или двух пулеметов с воздушным охлаждением калибра 7,92 мм модели 25 Hotchkiss, установленных в башне. Толщина клепаной брони корпуса составляла 6 мм, а башни - 8 мм. Дрейзина (пустой) весила 3,7 т, оснащалась 2-цилиндровым бензиновым двигателем воздушного охлаждения Tatra T12. Максимальная скорость составляла 50 км/ч, а максимальный запас хода - 700 км. Внутри T-18 draisine было очень тесно.
Картинка из свободных источников. Дрезина Tatra T-18. Небольшая дрезина имела 3,6 м в длину и 2,1 м в высоту. Его можно было сцеплять с другими рельсовыми транспортными средствами с помощью сцепного устройства. Стандартное вооружение состояло из одного или двух пулеметов с воздушным охлаждением калибра 7,92 мм модели 25 Hotchkiss, установленных в башне. Толщина клепаной брони корпуса составляла 6 мм, а башни - 8 мм. Дрейзина (пустой) весила 3,7 т, оснащалась 2-цилиндровым бензиновым двигателем воздушного охлаждения Tatra T12. Максимальная скорость составляла 50 км/ч, а максимальный запас хода - 700 км. Внутри T-18 draisine было очень тесно.
Картинка из свободных источников.    Полугусеничный артиллерийский тягач WZ 34, установленный на рельсах. Основанный на французском полугусеничного тягача типа Citroën-Kegresse, польский Wzor 34 весил около 3 000 кг. Его длина составляла 4,7 м, максимальная скорость - 30-35 км/ч. Это оказался довольно удачным, и в период с 1935 по 1939 год было выпущено около 400 экземпляров в нескольких версиях.
Картинка из свободных источников. Полугусеничный артиллерийский тягач WZ 34, установленный на рельсах. Основанный на французском полугусеничного тягача типа Citroën-Kegresse, польский Wzor 34 весил около 3 000 кг. Его длина составляла 4,7 м, максимальная скорость - 30-35 км/ч. Это оказался довольно удачным, и в период с 1935 по 1939 год было выпущено около 400 экземпляров в нескольких версиях.

Все польские Tatra были захвачены немцами, но их судьба неизвестна. Вероятно, их слабые двигатели, слабое вооружение и тонкая броня не позволили немцам использовать их на фронте. Помимо боевых машин, дрезин и бронепоездов, польская армия также использовала дорожные военные машины, установленные на рельсах. Единственным из них, поступившим на вооружение к 1939 году, был полугусеничный артиллерийский тягач WZ 34. Для передвижения по рельсам тягач мог быть оснащен комплектом небольших рельсовых колес, закрепленных на передних колесах и позади гусеничного механизма. Такие полугусеничные тягачи не были ни вооружены, ни бронированы, поэтому их использовали только для ремонта в подразделениях прикрепленных к бронепоездам.

Продолжение следует….

Поддержите канал – поставьте лайк.