В конце 1918 года Польша имела семь бронепоездов, к концу 1919 года - 31, а на пике численности в 1920 год у - 43. Они захватили около 37 бронепоездов у Австро-Венгрии, Украины и Литвы, а также у России. Например артиллерийский броневик под названием Stzelec Kresowy в течение 25 лет служил в четырех разных армиях: Красной советской, Белой русской в 1918 году, Польской в 1920 году и наконец, немецкой во Второй мировой войне. Предназначенные в качестве мобильного резерва для восточных рубежей, польские бронепоезда сыграли важную роль в войне против Украины и Советской России в 1919-1921 гг. Польские поезда действовали так же, как и поезда Красной армии. Они перевозили около 100-150 пехотинцев и были вооружены пушками, размещенными в бронированных вращающихся башнях. Поляки ввели в свои поезда дополнительное вооружение: легкие танки (как правило, Renault FT французской сборки) устанавливались на вагоны-платформы, оснащенные пандусами, позволяющими танку высаживаться и вести бой в непосредственной близости от поезда, поддерживая пехоту. Каждому поезду присваивалось имя, обычно имя национальному героя, такие как генерал Соснковский, Падеревский или Маршалек.
PP Gromobój - название польского импровизированного бронепоезда времен периода польско-украинской войны (1918-1919 гг.). Поезд принимал участие в боях в районе железнодорожного узла в Загуже. Его броня была из кирпича и речного гравия. Самый известный польским бронепоездом этого периода, несомненно, был ПП Пилсудского, названный так в честь польского полководца Иосифа Пилсудского. Этот поезд принимал участие в взятии городов Пшемысль и Львов, поддерживал наступательные операции на Украине и Белоруссии, а также участвовал в отступлении летом 1920 года, когда в артиллерийской дуэли уничтожил бронепоезд "Красноармеец". Поляки также участвовали в вооруженном конфликте против Германии в 1919-1920 годах на Западе, на спорных пограничных территориях Силезии и Померании.
С приходом к власти нацистов в Германии в 1933 году, поляки продолжали совершенствовать бронепоезда. Они сохранили двенадцать поездов: шесть находились в резерве, а шесть были переброшены в район, где железнодорожные линии были более многочисленными, что увеличивало их шанс сыграть свою роль в возможной войне с Германией. Эти поезда были модернизированы и оснащены новым подвижным составом, а вооружение варьировалось в зависимости от того, что было доступно на момент их постройки. Их состав был стандартизирован. Например, бронепоезд "Данута" включал в себя бронированный локомотив, командный/радиовагон, вагон для экипажа пехотной группы, и два броневагона с артиллерийскими установками в башнях. Два вагона управления обычно прицеплялись спереди и сзади поезда, чтобы предотвратить повреждения от мин, установленных на пути. Поляки продолжали использовать вагоны-платформы, оборудованные аппарелями для перевозки танков (обычно легких Renault FT и танкеток TSK для разведки и поддержки пехоты), прикрепленных к бронепоезда. Как и у всех бронепоездов, радиус их действия был ограничен, а зенитное вооружение иногда отсутствовало, поскольку потенциал авиации был недооценен.
Немецкие наземные войска легко избегали бронированные поезда, а люфтваффе легко находили их и атаковали с воздуха. Такая судьба постигла, например, ПП Бартоша Гловацкого (он же бронепоезд номер 55). Этот бронепоезд использовался во время польско-советской войны и польской сентябрьской кампании. В начале сентября 1939 года он был приписан к оперативной группе Вышков и был направлен в крепость Бжеш-над-Бугием, где сражался с немецкими частями Верфюгунгструппе СС (позже ставшей известной как Ваффен СС). После отхода на юг, к Львову, поезд был уничтожен Люфтваффе 19 сентября 1939 года.
Всего за период 1918-1939 годов Польша построила 80 бронепоездов, около 60 бронелокомотивов и 300 броневагонов. Уцелевшие польские бронепоезда поезда были приняты на вооружение Германии в конце 1939 года после капитуляции Польши. Они использовались в основном для охраны, патрулирования и, в конечном счете в качестве антипартизанских подразделений.
Все польские Tatra были захвачены немцами, но их судьба неизвестна. Вероятно, их слабые двигатели, слабое вооружение и тонкая броня не позволили немцам использовать их на фронте. Помимо боевых машин, дрезин и бронепоездов, польская армия также использовала дорожные военные машины, установленные на рельсах. Единственным из них, поступившим на вооружение к 1939 году, был полугусеничный артиллерийский тягач WZ 34. Для передвижения по рельсам тягач мог быть оснащен комплектом небольших рельсовых колес, закрепленных на передних колесах и позади гусеничного механизма. Такие полугусеничные тягачи не были ни вооружены, ни бронированы, поэтому их использовали только для ремонта в подразделениях прикрепленных к бронепоездам.
Продолжение следует….
Поддержите канал – поставьте лайк.