Привет, друзья. Сегодня в рубрике Творческий портрет есть повод вспомнить Татьяну Самойлову, ей 4 мая исполнилось бы 90 лет. В молодости она была сказочно красива, как сейчас сказали бы, была иконой стиля многие годы.
Родилась она в Ленинграде в 1934 году в семье киноактёра Евгения Самойлова, в 1937 году семья переехала в Москву.
Евгений Самойлов ещё до войны, а особенно благодаря фильмам военного времени стал известным и очень популярным.
Поэтому выбор Татьяны был однозначным, только драматическая актриса. В школьные годы она занималась балетом. Майя Плисецкая приглашала талантливую юную балерину в балетную школу при Большом театре, но девочка была непреклонна, воспитанная на спектаклях и фильмах отца свой выбор она сделала давно.
В 1953 году она поступила в Театральное училище им. Б. Шукина, где познакомилась с Василием Лановым.
Вскоре после окончания они поженились, но брак их продлился всего 3 года. Муж намекал ей, что хотел бы видеть жену дома, а не на экране. А вскоре после окончания училища Михаил Калатозов пригласил её сниматься в фильме "Летят журавли", как тут усидишь дома. Этот фильм стал её лучшей киноработой.
Оглушительный успех фильма и надежды на такое же бурное продолжение карьеры заставило её сделать подпольный аборт и получить диагноз бесплодие. Этот печальный факт и амбиции обоих постепенно отдалили супругов и привели к разводу.
В 50-е годы советские кинозвёзды могли только мечтать о покорении Европы или США, а о победе на Каннском фестивале даже и мечтать не могли. А знаете ли вы, что легендарный фильм "Летят журавли" и вообще мог бы оказаться на полке, тогдашний руководитель страны Никита Хрущёв считал героиню фильма Веронику дамой лёгкого поведения, ведь она не дождалась любимого с фронта и вышла замуж за его родственника.
В Канны фильм попал окольными путями и только после получения им престижных премий (Золотая пальмовая ветвь" за лучший фильм) начал крутиться на родине во всех кинотеатрах. А Татьяна Самойлова получила ещё и персональный приз "Апельсиновое дерево" как самой скромной и очаровательной актрисе.
Самойлова побывала в Каннах и в Париже, даже познакомилась с самим Пикассо и он написал её портрет.
Ей казалось, что её ждёт блестящее будущее. Но возвращение в Советский Союз её отрезвило. Она рассчитывала на интересные роли, а вместо этого небольшие роли второго плана, где она не могла проявить свой талант. Многочисленные приглашения из Голливуда упирались в разрешение от партии на выезд.
Всё что ей удалось в это время за рубежом, это сняться в совместной советско-итальянской военной драме Джузеппе де Сантиса "Они шли на восток" да в венгерском фильме "Альба Регия".
Роли были не очень интересные, зато по-настоящему хороший гонорар. Из Венгрии она привезла Опель. В советских фильмах работы почти не было.
И вот через 10 лет после Канн новая удача. В 1967 году Александр Зархи утверждает её на главную роль в фильме "Анна Каренина".
Ей снова предстоит встреча с бывшим мужем, В. Лановой играет Вронского. Съёмки идут почти 2 года, чувства готовы вспыхнуть вновь, но Самойлова давно уже замужем за писателем и журналистом Валерием Осиповым, да и Лановой в браке. А картина, на которую она так рассчитывала, хоть и стала популярной, но до былого успеха "Журавлей" ей было очень далеко.
10 лет брака с Осиповым так и не принесли детей, а что за семья без детей и этот брак так же сошёл на нет. Татьяна отчаянно искала женского счастья. И вот в мимолётном романе с режиссёром Эдуардом Машковичем рождается долгожданный сын Митя. Они регистрируют брак, но семьи и в этом браке не получилось.
Машкович оказался обманщиком и чуть не оставил её с ребёнком на руках на улице без средств к существованию. Хорошо хоть она не успела продать свою комнату в коммуналке, куда и переехала с сыном после развода в 1973 году. А вот всего остального имущества лишилась, и новой большой квартиры в новостройке, и заработанной ею машины, гаража и даже денег на мебель в новую квартиру.
Митя на долгие годы стал её единственным мужчиной в семье.
Но в 90-е он уехал в США, стал там успешным врачом, женился, а в 2005 году на свет появилась её внучка, которую назвали Татьяной в честь бабушки.
Внучку ей так и не удалось ни разу обнять. Сын приезжал редко и всегда один. А самой Татьяне поехать в США уже не позволяло здоровье.
Её последний заграничный вояж состоялся в 1990 году, её пригласили на 43-й Каннский фестиваль, где присудили премию За творческий вклад в искусство кино. Она единственная советская и российская актриса, чей отпечаток ладоней запечатлён на набережной Круазетт в Каннах.
А в Париже её именем названа аллея роз.
На родине её тоже отметили "Золотым орлом" За вклад в развитие киноискусства в 1999 году.
В 2000-х после 25-летнего перерыва она не надолго вернулась в кино, играла в основном роли второго плана, но зрители её помнили. Старые болезни давали себя знать и в 2008 году она окончательно ушла из кино, но при этом говорила:
Не многим выпадет такое счастье - работать с гениями, дружить с гениями, любить гениев. Не важно, что это всё прошло, важно - что было.
В последние годы всеми забытая бывшая звезда страдала расстройством памяти. За ней присматривали сотрудники "Службы милосердия", а материально помогал фонд Никиты Михалкова "Урга. Территория любви". А вот бывшие мужья даже не вспоминали. Она дважды терялась в Москве и находили её в больницах.
В последний раз её нашли в день её 80-летия с приступом ишемической болезни сердца. Скончалась она в тот же вечер 4 мая 2014 года. Сын успел приехать только на похороны.
Похоронили Народную артистку РФ на Новодевичьем кладбище. Через несколько лет на могиле поставили памятник в форме фронтового письма-треугольника с силуэтами птиц, устремившихся к небу. Памятник как символ письма, которого она так ждала в фильме "Летят журавли". Рядом на постаменте поставили её бронзовый бюст работы Зураба Церетели.
Вот если бы так ценили при жизни!