Компания Tesla " отсутствует" на выставке Auto China 2024 в Пекине, скатившись на третье место в рейтинге новых электромобилей в Китае.
Илон Маск переоценил способность Tesla противостоять китайским конкурентам. Tesla в "сухую" проиграла ценовую войну китайскому автопрому Image: X Screengrab
Безусловно, после падения акций Tesla более чем на 40% в начале года цена на них возросла благодаря покрытию коротких позиций (выкуп ценных бумаг с целью закрыть сделку на продажу) и восстановлению многолетнего оптимизма.
Но Пекинская международная автомобильная выставка должна стать своеобразным напоминанием о том, что все больше конкурентов догоняют пионера электромобилестроения (EV) - и все быстрее превращают его в заурядную автомобильную компанию.
В автосалоне Auto China 2024, который продлится с 25 апреля по 5 мая, принимают участие около 1500 производителей новых энергетических транспортных средств (NEV) и комплектующих. К машинам на новой энергии относятся аккумуляторные электромобили, гибриды с электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания, а также автомобили на водородных топливных элементах.
Организаторы автосалона сообщают, что на выставке представлено 278 автомобилей NEV, включая 117 новинок. Из новых моделей более 30 - от зарубежных производителей, что говорит о высокой популярности данного мероприятия на фоне враждебного отношения западных политиков к Китаю.
В числе китайских участников выставки- ведущие бренды BYD, Geely и Changan, производители аккумуляторных батарей GAC Aion, Li Auto, Nio и Xpeng, а также Xiaomi, производитель мобильных телефонов и программного обеспечения, который теперь продает подключенные автомобили.
ВМС НОАК приближаются к созданию сверхзвуковых бесшумных подлодок с лазерными двигателями
Среди производителей комплектующих - Huawei и компания Horizon Robotics (HR), специализирующаяся на разработке систем автономного вождения. Сегодня HR занимает второе место после Nvidia в Китае по производству вычислительных систем для автономного вождения.
Из иностранных участников на выставке присутствуют бренды VW Group: Audi, Porsche и Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz, Hyundai и ее филиал Kia, Ford и три ведущих японских автопроизводителя - Toyota, Nissan и Honda.
Tesla не представлена на выставке Auto China 2024
25 апреля Toyota и Tencent объявили о планах сотрудничества по разработке электромобилей для продажи в Китае. Компания Tencent, специализирующаяся на облачных вычислениях, обработке данных и интернет-сервисах, нацелилась на автономное вождение (которое она называет AD) как на новый растущий рынок.
Вице-президент Tencent Intelligent Mobility Шуман Лю считает, что "Китай с его сложными дорожными системами, мегаполисами, густонасленными районами и уникальным трафиком... предлагает более богатые сценарии, огромное количество данных и большее число редких и неожиданных, так называемых "угловых случаев", необходимых для безопасного и эффективного развития технологии AD". Угловой случай — это инженерный термин, обозначающий проблему, выходящую за рамки обычных параметров.
"Добавьте к этому уникальное поколение Z, которое планирует приобрести автомобиль с функциями помощи водителю по стандартам Level2+, и вы получите идеальные условия для обучения AD", - говорит он. "Опыт, который Toyota приобретет в Китае, почти наверняка найдет применение на рынках по всему миру". Сообщается, что Tencent также работает с Audi и Mercedes-Benz.
Тестовые модели Tesla Model Y и Model 3 на автосалоне в городе Чэнду, юго-западная китайская провинция Сычуань, 12 января 2021 года. Но в этом году Tesla отсутствует на выставке Auto China 2024. Image: X Screengrab
Отстающий от Toyota конкурент - компания Nissan недавно подписала меморандум о взаимопонимании с китайской интернет-компанией Baidu, с целью дальнейшего укрепления сотрудничества в области создания самоуправляемых электромобилей. Nissan также анонсировал новые модели NEV - два аккумуляторных электромобиля и два подключаемых гибрида. Они разработаны совместно с китайским партнером Dongfeng Motor.
VW Group на выставке в Пекине объявила о четырех мировых премьерах - Audi Q6 L e-tron, Lamborghini Urus SE, Porsche Taycan 4 и Volkswagen ID.Code, концепт-кара, разработанного специально для рынка Китая. Volkswagen, вышедший на китайский рынок более 40 лет назад, планирует инвестировать 2,5 миллиарда евро в свой производственный и научно-исследовательский центр в Хэфэе. Цель инвестиций - совместная с Xpeng разработка электромобилей и выпуск 30 новых моделей к 2030 году.
В настоящее время у компании Volkswagen в Китае 39 заводов, на которых работают более 90 000 сотрудников и почти полностью внутренняя цепочка поставок, включая Horizon Robotics. Компания стремится сохранить первенство среди иностранных автопроизводителей в Китае и войти в тройку лидеров на китайском рынке, где она сейчас идет нога в ногу с BYD по продажам всех типов автомобилей. Для этого ей необходимо форсировать темпы роста продаж NEV.
В настоящее время у компании Volkswagen в Китае 39 заводов, на которых работают более 90 000 сотрудников и почти полностью внутренняя цепочка поставок, включая Horizon Robotics. Компания стремится сохранить первенство среди иностранных автопроизводителей в Китае и войти в тройку лидеров на китайском рынке, где она сейчас идет нога в ногу с BYD по продажам всех типов автомобилей. Для этого ей необходимо форсировать темпы роста продаж NEV.
Россия поставляет Ирану истребители Су-35 и ЗРК С-400 в обмен на беспилотники и ракеты — Washington Post
Тем временем Tesla опустилась на третье место в рейтинге розничных продаж NEV в КНР. По данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (CPCA), в первом квартале 2024 года BYD продала 586 000 единиц, Geely - 137 000, Tesla - 132 000 и Changan - 126 000. В четвертом квартале 2023 года BYD обогнала Tesla по продажам аккумуляторных EV, но BYD также продает гибридные автомобили, что делает это спорное преимущество менее значимым.
Продажи электромобилей Tesla снизились на 3,6 процента по сравнению с прошлым годом, в то время как продажи BYD увеличились на 15,2 процента. Продажи Geely выросли в 2,4 раза, Changan - в 2,1 раза, а SAIC-GM-Wuling - на 35,2 процента. За исключением GAC Aion, второй эшелон китайских автопроизводителей также продемонстрировал высокий рост продаж.
Данные CPCA показывают, что производство и продажи Tesla в Китае снижаются уже второй квартал подряд. За три месяца текущего года доля Tesla на рынке NEV в Китае снизилась до 7,5%. По мнению отраслевых аналитиков, Tesla больше не лидер электромобилестроения.
Финансовые результаты первого квартала Tesla оказались столь же неутешительными, как и в предыдущие периоды: продажи компании снизились на 9% по сравнению с предыдущим годом, а чистая прибыль упала сразу на 55%. Операционная маржа сократилась с 11,4 до 5,5 %. Денежный поток от операционной деятельности упал на 90%, при этом свободный денежный поток достиг отрицательных значений.
Основными причинами этого стали одновременное снижение объемов поставок и средней цены продажи автомобилей. Однако эти проблемы усугубились отзывом всех пикапов Cybertruck, произведённых с 13 ноября 2023 по 4 апреля 2024 года - для устранения неисправности педали акселератора - и отставкой двух топ-менеджеров.
Генеральный директор Tesla Илон Маск как обычно пытается решить эту проблему кардинально. Он заявил, что компания провела тщательный анализ ситуации и приняла непростое решение сократить численность персонала более чем на 10% по всему миру. "Это", - отметил он, - "позволит нам быть бережливыми, инновационными и готовыми к следующей фазе экономического роста".
Возможно, это и так, но вряд ли это можно считать достойным ответом на выпуск компанией BYD нового массового автомобиля Seagull EV, базовая модель которого стоит менее $10 000. Маск планирует ускорить выпуск более доступных автомобилей, но, как сообщается, в представлении Tesla минимальная стоимость EV должна находиться в районе 25 000 долларов.
Розничные продажи NEV в Китае: доля рынка за 1 квартал 2024 года. Диаграмма: Asia Times / по данным CPCA
К счастью для Tesla, Соединенные Штаты почти наверняка не допустят на свой рынок ультрадешевые китайские электромобили. ЕС уже отменил субсидии для импортируемых EV и может повысить таможенные тарифы, чтобы не допустить их на свои рынки. Завод Tesla в Германии также может "принять участие" в сокращении рабочих мест, хотя и находится внутри потенциального европейского тарифного барьера.
«Китайские автопроизводители - самые конкурентоспособные компании в мире», - заявил Маск инвесторам во время конференции в январе. «Честно говоря, я думаю, что если не установить торговые барьеры, то они практически уничтожат большинство других компаний в мире».
В ноябре прошлого года он сказал: «Многие люди думают, что в десятку крупнейших автомобильных компаний войдут Tesla, за которой последуют девять китайских автомобильных компаний. Думаю, они не ошибаются».
Теперь, кажется, он был вероятно слишком оптимистичен относительно места Tesla в рейтинге.