Найти в Дзене
dvnovosti.ru

Ошибка на миллион лет: как Хабаровск делали шахтерским центром (ФОТО)

Месторождение бурого угля нашли прямо в современной черте города еще в 1920-е годы. Оно тянется от Базы КАФ как минимум до Березовки.

Первым Базовское месторождение исследовал профессор ДВГУ (Владивосток) Б.С.Домбровский в 1927-28 годах. Как он жаловался потом в своей статье, «весьма скудные ассигнования» и неправильно поставленная задача не позволили ему провести нормальную геологоразведку и точно оценить запасы. Однако он был уверен, что угольные залежи в районе Хабаровска есть. В качестве доказательства профессор упоминал, в том числе, старые угольные разработки, причем не только в районе Базы КАФ, но и около мельницы Тифонтая на улице Советской.

   Схема профессора Домбровского с пояснениями
Схема профессора Домбровского с пояснениями
- Широких геологических исследований проведено так и не было. Мы не в курсе событий, которые последовали после 1928 года, но судя по тому, что Хабаровск ощущает острый топливный кризис, мы полагаем, что вопрос о близко расположенном от города месторождении угля не разрешен благоприятно и поныне. Он и не будет разрешен, если методы работы наших хозяйственных организаций останутся нынешним, - писал профессор Домбровский в 1930 году.

После этого исследования продолжились, в том числе представителями известной в узких кругах русской геологической династии Барбот-де-Марни (это фамилия).

-2

В результате к концу 30-х годов было подтверждено наличие Базовского буроугольного месторождения с запасами порядка 7 миллионов тонн и возможностью дальнейшего наращивания.

Это на самом деле немного. Тем не менее, решение разрабатывать залежи приняли на волне политики максимального использования местных ресурсов, которую советское руководство активно «форсило» в 30-40-е годы. Тем более, началась ускоренная индустриализация, которая потребовала мощной энергетической базы.

Местная пресса вовсю пропагандировала угольные перспективы Хабаровска. Говорилось, что качество «черного золота», залегающего здесь, «не уступает лучшим дальневосточным углям Артема».

Стройка первой шахты, которая получила название «База № 1-1бис», а также поселка шахтеров, как принято было тогда, началась рывком и «с места в карьер».

- Тресту Дальуголь поручено построить здесь шахту производительностью в сто тысяч тонн. К закладке ее он должен приступить немедленно. На следующий год должна быть заложена другая шахта. Объем капитальных вложений при строительстве Базовской шахты определен в 2 миллиона 300 тысяч рублей, - говорил А.Кеворков, председатель крайплана, в феврале 1939 года.

И к работам действительно приступили, не то, что немедленно, но довольно скоро — в конце апреля, как только сошел снег.Уже к началу мая 1939 года во временном поселке из палаток и землянок жило больше сотни человек.

- В дни празднования Первого мая в открытом поле появилось красное знамя. Горняки-проходчики с любовью подняли его и единодушно заявили — здесь будет шахта. Первые пласты земли пошли на поверхность, - сообщала местная пресса в мае 1939 года.
   Бригадир проходчиков Ф.Ф. Смолянский, начальник проходки И.А.Клушин и проходчик-стахановец Г.Т.Дремов.
Бригадир проходчиков Ф.Ф. Смолянский, начальник проходки И.А.Клушин и проходчик-стахановец Г.Т.Дремов.

Костяк коллектива составляли шахтеры, приехавшие с Донбасса.

- С первой партией приехали Игнат Андреевич Клушин и Федор Федорович Смолянский, которые работали на строительстве более 10 шахт Донбасса, стахановцы Дремов, Егоров и другие. Они горят желанием досрочно выполнить указания любимого наркома топливной промышленности Лазаря Моисеевича Кагановича, - писал Н.М.Иконников, начальник строительства Базовской шахты в середине мая 1939 года.

Срок сдачи объекта был установлен на 7 ноября того же года. Но с самого начала стало ясно, что несмотря на всю любовь к наркому, сделать работу в срок нереально.

- Уже сейчас резко ощущается отставание строительства на поверхности. За 4-5 месяцев нужно построить, кроме производственных помещений, школу, больницу, фабрику-кухню, баню, а также развернуть жилищное строительство. На строительстве должно работать 500 человек, - сообщал Иконников.

А далее развернуто жаловался, что ему никто не дает ни кирпича, ни леса, не помогает в перевозке грузов и так далее. Передвижную электростанцию, предназначенную шахтерам, по ходу дела продали в другую организацию.

- До сих пор на стройке нет буфета, столовой, магазина. Рабочие и технический персонал вынуждены ездить за всякими мелочами в город, питаться всухомятку. Но несмотря на все трудности уже пройдено 10 метров главного ствола. Строители единодушно заявили о том, что шахта будет сдана к годовщине Октябрьской революции. В этом им нужно помочь, - резюмировал Иконников.

Под отчетом стояли также подписи главного инженера Богословского (в некоторых документах именуется Богуславским), плановика Косенко и начальника проходки Клушина.

В июне того же года посмотреть, как идут дела на шахте, приехал известный хабаровский журналист Сергей Рослый. Его материал представляет особый интерес, поскольку позволяет понять, где находились шахта и рабочий поселок.

- На вершине пологого увала строится шахта. В семистах метрах на юг строится рабочий поселок. Справа и слева от него две живописные сопки. У подножья одной из них будет построен рабочий клуб и детские ясли. У подножья другой бьет родник с прекрасной ключевой водой, - описывал район Сергей Рослый.
   Спутниковый снимок 1965 года
Спутниковый снимок 1965 года

Две сопки — это Ореховая и та, что раньше называлась «Два брата». Ныне она занята кладбищем Базы КАФ, а название перешло к другой возвышенности, на другом конце города.

На старых картах и спутниковых снимках 60-70 годов поселок видно именно между этими двумя сопками. Деревянные временные бараки давно снесены, теперь примерно на их месте многострадальный ЖК «Радужный» на переулке Хорышева.

   Вид на ЖК «Радужный» с улицы Таймырской
Вид на ЖК «Радужный» с улицы Таймырской

Если отсчитать 700 метров на север, то мы увидим странную круглую планировочную структуру, состоящую из улиц Осенней и переулка Зимнего. Именно в центр этой структуры указывают координаты Базовского буроугольного месторождения, которые хранятся в государственном кадастре геологического фонда.

-6

Никаких следов подземных работ тут давно уже нет, все рекультивировано, но вся имеющаяся информация говорит, что шахту копали именно здесь. Теперь это частный сектор, появившийся, судя по документам, в конце 1950-х годов. Прямо через дворы здесь течет грязный ручеек, гордо именуемый на картах рекой Левой Березовой.

   Переулок Зимний
Переулок Зимний

Рядом ближе к Воронежской есть небольшая полузаброшенная промзона сталинских времен. А еще дальше красивое, нехарактерное для этих мест, здание с адресом Маяковского, 50 (хотя фактически никакого отношения к улице Маяковского оно не имеет, а находится на Воронежской), которое теперь занимает центр по работе с трудными подростками. По документам эти здания 1950-х годов постройки, но скорее всего, их возвели на фундаментах, которые готовили под шахтоуправление и т. д.

   Маяковского, 50
Маяковского, 50

Кстати, расположение центра для трудных подростков (по воспоминаниям старожилов, тут раньше был школьный учебный комбинат) говорит о том, что здесь планировался прямой проезд со стороны города к улице Осенней, но теперь проезда нет.

   Старая промзона
Старая промзона

Но мы забежали далеко вперед. Вернемся в 1939-й и еще немного послушаем очевидцев.

- Наши строители живут в палатках. Скоро прибывает крупная партия рабочих. Нужно быстрыми темпами возводить дома. Всего в этом году построим 17 жилых домов. Нужно закладывать фундаменты, но нет бутового камня. Он есть недалеко, у железной дороги, но нет рабочих. Мне нужно 60 человек, а есть только 10, - жаловался журналисту прораб строительства рабочего поселка Борисенко.

Кстати, сам прораб, не рассчитывая на себя, планировал получить готовую квартиру (вероятно поблизости на Базе КАФ) и говорил, что если ему ее не дадут до 25 июня, он уедет домой на Донбасс.

- Такие настроения не только у прораба. Молодой рабочий, прибывший из Артема тоже собирается уезжать. На стройке много праздношатающейся публики. Среди них есть честные люди, которым руководители шахты не создали условия, но есть и прохвосты, приехавшие за длинным рублем. Так, сюда пробрались проходимцы братья Смолянские. Однажды они не вышли на работу, целый день пьянствовали. Пытались втянуть в пьянку других рабочих, споили сторожа, дезорганизовали работу. Их уволили, но они до сих пор мирно разгуливают по площадке, - писал журналист.
   Левая Березовая
Левая Березовая

Заканчивал он свой очерк обязательным «камланием» о том, что все планы по строительству шахты, не смотря ни на что, должны быть выполнены под руководством коммунистов и комсомольцев.

Они, надо отметить, пытались руководить, но делали это довольно странным образом.

- Очень странно понял свою роль парторг стройки тов. Кошелев. Он, вместо того, чтобы навести большевистский порядок, самоустранился от партийной работы и вместе с председателем постройкома (профсоюза - Прим. ред. ) тов. Волошенко решил работать рядовым рабочим в механической мастерской, чтобы, так сказать, своей мускульной силой ликвидировать прорыв, - говорилось в отчете за октябрь 1939 года.

Отчет, кончено же, завершался очередными заклинаниями про выполнение задания в срок. Хотя всем уже было ясно, что ни о каких точных сроках говорить вообще не приходится.

   Вид на остатки Ореховой сопки от ЖК «Радужный»
Вид на остатки Ореховой сопки от ЖК «Радужный»

Сюда к этому времени по планам должны были проложить дорогу от города (нынешнюю Воронежскую) и протянуть телефонную связь, но даже не начали этого делать. Построенную наполовину электростанцию пришлось ломать и перестраивать, поскольку проект оказался бракованный. Рабочие стали разбегаться, потому что наступили холода, а общежития так и не возвели.

Вскоре начальника строительства Иконникова уволили, установили новый срок сдачи — июнь 1940 года. Но когда срок наступил, выяснилось, что копать шахту начали вообще не там, где надо и не так, как положено и она чуть не обвалилась.

- При закладке основного ствола руководители шахты-базы не учли геологические особенности месторождения. Ствол должен был «подсечь» пласт угля. На самом деле он прошел мимо него. Чтобы попасть к угольным пластам, приходится вести штрек по пустой породе в 50-70 метров. При прохождении стволов не соблюдались технические правила. В главном стволе произошло сжатие, что угрожало завалом. На исправление дефекта потребовалось три месяца и 200 тысяч рублей. Сейчас все подземные сооружения нужно проектировать заново, - сообщал П.Костарев, ответственный контролер Комитета партийного контроля при ЦК ВКПб по Хабаровскому краю в конце июня 1940 года.

Виновником происходящего контролер назвал главного инженера Богуславского.

   Типичная шахта 1930-х годов (Кузнецкий бассейн)
Типичная шахта 1930-х годов (Кузнецкий бассейн)

Кроме того, он обвинял нового начальника шахты-базы Сысоева в том, что тот устроил бессмысленную кадровую чехарду и игнорирует партсобрания.

- На стройке были и есть все условия для своевременной сдачи шахты в эксплуатацию. Но руководители стройки не мобилизуют по-большевистски коллектив на окончание строительства, - резюмировал контролер.

О том, какие условия на стройке на самом деле, рассказывал в своей жалобе проходчик Забелин примерно в это же время.

- До сих пор рабочим не создано самых необходимых бытовых условий. Проходчики не имеют возможности помыться — нет душа. Его строят уже 14 месяцев и все не могут закончить. Рабочим приходится выносить инструменты из шахты на себе по скользким грязным лестницам. В общежитиях тесно и грязно, Сысоев в целях экономии сократил уборщицу. Странные дела творятся в горном цехе. Недавно начальник Андреев приказал резать в штреке лежаны (грубо говоря — канавы — Прим.ред.) якобы для стока воды. Если бы их сделали, произошел бы обвал. Бригадир проходчиков Харижанов отказался выполнять этот приказ. После этих фактов не трудно понять, почему строительство шахты-базы идет так плохо, - сообщал Забелин.
   Виды в окрестностях несостоявшейся шахты
Виды в окрестностях несостоявшейся шахты

Бардак на шахте отмечала и прокуратура.

- Начальник шахты-базы Сысоев и его заместитель Богуславский грубо попирают Указ от 26 июня 1940 года (предусматривал уголовную ответственность для прогульщиков и самовольно бросивших работу — Прим.ред.), всячески покрывают летунов и прогульщиков. На этом предприятии нет никакой дисциплины. Некоторые работники в рабочее время пьянствуют, спят. Помощник главного механика Пасягин распоясался до того, что 10 июля принес в цех чайник вина и организовал пьянку с двумя рабочими. 30 июля проходчик Гарифулин пришел на работу пьяным. А руководство шахты-базы к таким людям не принимает решительных мер. Таких руководителей органы прокуратуры должны привлекать к судебной ответственности. В этом отношении не должно быть никаких скидок, - писал прокурор Хабаровского края Федор Шевельков в августе 1940 года.
   Кладбище Базы КАФ на бывшей сопке Два брата
Кладбище Базы КАФ на бывшей сопке Два брата

Но и вмешательство прокурора ничего не изменило.

- Почти полгода строительство шахты не двигается с места. С января по март ремонтировались отводы, с марта по июнь велась непроектная выработка и аварийные работы. Опытный проходчик тов. Болышев с огорчением говорит: «Я более 30 лет проработал на шахтах, но нигде не видел такого беспорядка, как здесь». Шахта строится второй год и до сих пор нет проекта горных работ. Начальник горных работ Андреев неоднократно появлялся на работе пьяным. Главный инженер Богуславский покровительствует бракоделу Андрееву. До каких же пор строительство будет продолжаться столь возмутительным образом? - писал плановик строительства шахты-базы П.Косенко в сентябре 1940 года.

С этого момента информация о стройке в доступных источниках практически исчезает. Есть единичное упоминание, что 26 июня 1941 года в Хабаровске была арестована счетовод шахты-базы № 1 Мария Шабловская, 23 лет от роду, обвиняемая по статье 58-10 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений). Вероятно, девушка что-то неудачное сказала по случаю нападения немцев, за что и получила 4 года лишения свободы (в дальнейшем реабилитирована).

Скорее всего, с шахтой так и мучились до самой войны, потом бросили и более строительство не возобновляли. По одной из версий, это случилось потому, что при углубленном исследовании выяснилось - качество угля здесь все-таки неважное. Грубо говоря, он очень «молодой» и ему надо «дозреть» еще миллион-другой лет. Но это неточно.

   Дорога к ЖК «Радужный» со стороны Базы КАФ
Дорога к ЖК «Радужный» со стороны Базы КАФ

Само название Шахта-база (вариант — Шахтобаза) закрепилось за временным рабочим городком, который на несколько десятилетий стал местом постоянного проживания для пары сотен хабаровчан.

- Своеобразную борьбу с неплательщиками за электроснабжение проводят в поселке Шахтобазы Краснофлотского района. Если кто-либо из жителей не внес своевременно плату, выключают из электролинии весь поселок, - жаловался в 1948 году В.Коноплев.

Известно также, что в здании автохозяйства Шахтобазы вплоть до 1960-х годов был центр избирательного округа.

В дальнейшем название поселка практически полностью стерлось, да и сам он был снесен, как непригодный для проживания. Осталась только улица Шахтинская, которая вела к баракам с Базы КАФ.

   Окрестности несостоявшейся шахты
Окрестности несостоявшейся шахты

А Базовское буроугольное месторождение до сих пор числится в геологических реестрах. По подсчету 1956 г. запасы углей здесь составляют 43 млн. т, в том числе 6 действительных (участок шахты «База 1-1бис») и 37 возможных (участок Березовский). Теоретически, любой желающий может купить лицензию на доразведку с разработкой и предпринять попытку номер 2 по превращению Хабаровска в город шахтеров. Но желательно не делать этого сейчас, а подождать, пока уголь «дозреет». Миллион лет, на самом деле, не так уж много.

Напомним, ранее мы рассказывали об улице Гоголя, где жила, пожалуй, самая большая в истории Хабаровска семья и попадаются очень странные домики разных эпох; о Медгородке, название которого с годами забылось, но специфика осталась; о районе 38 школы, что начинался с загадочной застройки, которой сложно найти объяснение. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото Данила Бирюкова