История алтайского авангарда, заметки с иллюстрациями.
Леопольд Цесюлевич (1937 - 2017 гг.)
Заслуженный художник России родился в Риге. В 1951 г. поступил в Рижскую среднюю художественную школу им. Я. Розенталя, которую окончил в 1955 г. Был принят в Государственную академию художеств Латвийской ССР на факультет станковой живописи. Его учителями были известные латвийские художники; Эдуард Калнынь, Отто Скулме, Хуго Скулме, Конрад Убан. После окончания Академии был направлен на работу в филиал Рижского училища прикладного искусства, находящийся в г. Резекне. В 1963 г. Л. Цесюлевич приехал в Барнаул. В 1968 г. принят в Союз художников СССР. В 2006 г. присвоено звание Заслуженного художника России.
Леопольд Цесюлевич работал в жанре тематической картины, пейзажа, портрета, создавал глубокие по замыслу, наполненные философским звучанием произведения. В конце 1960-х гг. художник ярко проявил себя как мастер многофигурных тематических композиций. Произведения интересны образным решением темы и символичностью замысла, они отличаются изысканностью композиционного ритма и цветовых сочетаний. Глубина, серьезность и вдумчивость присущи портретам Цесюлевича. «При написании человека я иду от его движения, его состояния. Стараюсь найти ту ситуацию, которая лучше всего раскрывает его внутренний мир. Люблю рисовать с натуры», – рассказывал о своей работе над портретами художник.
Со студенческих лет Цесюлевич занимался изучением наследия семьи Рерихов. В 1967 г. осуществил поездку в горные районы Алтая. Результаты своих исследований он изложил в статьях, опубликованных в газетах и журналах.
Леопольд Цесюлевич – постоянный участник региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок. Среди них такие, как «Земля Алтайская» (1970, Москва), «Вторая Всесоюзная выставка рисунка и акварели» (1977, Ленинград), «Выставка произведений алтайских художников» (1985, Саппоро, Япония), «Выставка художников Алтая» (1992, Даллас, США). Произведения Цесюлевича широко известны не только в России, но и за ее пределами. Его работы находятся в собраниях музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, музея г. Саппоро в Японии, Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая.
В искусстве Алтая творчество Цесюлевича занимает особое место. В своих произведениях он воплотил синтез русской и западноевропейской школ. Полотнам художника присуще чувство современности, соединенное с обращением к историческому прошлому, стремление к эпичности и монументальности. Опираясь на реалистические и постимпрессионистические тенденции, часто переплетающиеся с символизмом, он создавал обобщенный, романтически окрашенный образ мира, в котором ведущее место принадлежит человеку, его духовному и физическому началу. В последние годы в творчестве Цесюлевич обращался к философским темам, проблемам духовности человека.
Почему Цесюлевичу прощали его авангардизм, потому что всем прибалтийским странам в СССР разрешалось быть частью свободного запада. Каким-то образом это распространилось на творчество Леопольда Романовича и в Барнауле. Конечно, он был авангардным художником, очень далеким от алтайского реализма.
Мне, казалось, что у нас с ним были хорошие отношения. Он был латвийцев добровольно приехавшим в Сибирь.
Некоторые работы авангардистов Алтая можно увидеть и приобрести в галерее «Республика изо» или на сайте https://respublikaizo.ru/shop/ Часы работы галереи: четверг - воскресенье с 13:00 до 19:00. Адрес: г. Барнаул, пр. Космонавтов 6г, 4 этаж, левое крыло #барнаул #барнаул22 #алтай #алтайскийкрай #искусство #культура #арт #выставка #галерея #республикаизо #музей #картины
Другие тексты «Алтай авангард ХХ в.» смотрите на моей странице в Дзен. Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.