Приветствую всех мои дороги читатели! Сегодня мой рассказ пойдёт об узловой станции Лихославль, которая находится на главном ходу магистрали Санкт-Петербург-Москва Октябрьской железной дороги.
Меня совершенно случайно занесло попутным ветром в Лихославль, когда я недавно на днях возвращался на автомобиле из областного центра Твери домой в родной Осташков и захотел познакомиться поближе с этим провинциальным городом и станцией. Для этого даже пришлось заложить лишние 40 км в общей сложности, свернув с трассы М-10 от своего основного маршрута.
Станция «Лихославль» была открыта в 1850 году под названием Осташковская в составе участка Тверь — Вышний Волочёк Санкт-Петербурго-Московской железной дороги и относилась к IV классу. Приказом МПС № 227 от 21 декабря 1850 года утверждено название станции от находящейся близ деревни Осташково.
После переименования дороги 8 (20) сентября 1855 года станция в составе Николаевской железной дороги и в 1863 году получила официальное название в создаваемой сети железных дорог — «Осташково». Прошу не путать со станцией Осташков, которая находится на соседнем участке Бологое — Великие Луки Октябрьской железной дороги. Такая путаница имеет место быть довольно часто.
С 1 мая 1897 года станция получила новое название – «Новоторжская», а с 1 июля 1902 года «Лихославль», которое носит и по сей день.
Первоначально на станции было построено два деревянных пассажирских дома (вокзала) размером 8 х 4 саж (16 х 8 м), две каменные водонапорные башни и две деревянные высокие платформы, по обеим сторонам от путей. Одна из этих монументальных каменных водонапорных башен до сих пор стоит напротив вокзала, на противоположной стороне, через пути. Если смотреть из окна поезда, следующего из Петербурга в Москву, то она будет слева. Это сооружение впечатляет своим величием и масштабностью архитектурного замысла.
На станции от главного хода ответвляется хордовая линия Лихославль — Торжок — Ржев — Вязьма. Вся линия однопутная, электрифицированы только первые 33 км дороги до Торжка.
Поезда из Санкт-Петербурга выходят на линию Лихославль — Торжок сразу за станцией Шлюз, минуя сам Лихославль. Участок Лихославль — Торжок был открыт в 1870 году. Вторая очередь Новоторжской железной дороги (Торжок — Ржев) открыта в июле 1874 года.
До марта 2015 года по линии Лихославль — Торжок курсировал легендарный пассажирский поезд Москва — Осташков. Я о нём подробно рассказывал в одной из самых первых своих публикаций на канале. В настоящее время поезд не в ходу по причине отмены. Хочется отметить, что в последние годы курсирования поезда Москва — Осташков смена локомотива для поезда производилась именно по станции Лихославль, а не Торжок как это было годами ранее.
Уже здесь, в Лихославле, от поезда производилась отцепка пассажирского электровоза, и далее электрифицированный участок до Торжка поезд проходил уже на тепловозной тяге. Как правило, это был односекционный тепловоз серии М62, а в последние годы курсирования — ТЭП70.
Смена локомотива поезда Москва — Осташков по Лихославлю проходила глубокой ночью, когда все уже крепко спали, в том числе и я, будучи в то время студентом Академии Бюджета и Казначейства МФ РФ. Поэтому разглядеть, проснувшись, что-либо интересное из окна поезда, не выходя на улицу из вагона, было просто невозможным. А интересное здесь есть. И пассажиры высокоскоростного «Сапсана», курсирующего между двух столиц с завидной для всех остальных поездов на российских железных дорогах скоростью, тоже не могут разглядеть железнодорожную красоту Лихославля. Но она есть, хотя и скрыта со стороны железной дороги прочими постройками. Взгляните на это сами!
Некоторые люди, которые были в Лихославле до меня, говорили, что там не на что смотреть, кроме деревянного здания старого вокзала. Но, возможно, они ошибались или просто не знали, что это не вокзал, а бывшая товарная контора. На старинном фото это хорошо видно: слева то самое здание товарной конторы, а справа станция.
Какая прекрасная архитектура! Это уникальное проектное решение выполнено в стиле классического русского дачного модерна.
Обошёл здание, чтобы сделать для вас снимок с тыльной стороны, обращенной к городу.
Сегодня здесь располагается ведомственная поликлиника «РЖД-Медицина» и фельдшерский пункт прохождения ПРМО.
Да, сейчас бы так однозначно строить бы не стали. Мировоззрение современных людей сегодня совершенно иное.
Красота в служебной архитектуре сегодня заменена убогой безликостью в угоду дешевизне и сокращению времени для постройки. Любое удорожание в стоимости проекта не приветствуется. Однако сегодня в таких зданиях, являющихся памятниками служебной архитектуры, мы видим всю уникальность былого бесценного инженерного и архитектурного опыта прошлого.
Это наше наследие, которое мы должны сохранить для будущих поколений. Чтобы наши дети могли увидеть эту красоту своими глазами, а не только по книгам или фотографиям. И я говорю это вам не просто так. Посмотрите на следующее старинное фото и прочитайте подпись под ним.
Удивительно, не правда ли? Сегодня Колпино — это район Санкт-Петербурга, но, к сожалению, старинное здание вокзала там не сохранилось. Однако здесь, как мы видим, это здание сохранилось до наших дней и находится в хорошем состоянии, радуя глаз прохожих.
На этом пока всё. Если вы будете проезжать мимо Лихославля по М-10, то по возможности сверните с трассы, чтобы заглянуть в эту милую провинцию и заедьте в район железнодорожного вокзала. В навигатор нужно будет ввести адрес: улица Советская, дом 46 или 46А. Не пожалейте времени на это маленькое путешествие.