Найти тему

«ВОЙНА И МИР». Элен, Пьер и Болконский в салоне у Шерер.

Оглавление

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» не раз встречается личная позиция автора по отношению к светскому обществу. Так, произведение пронизано диалогами на французском языке и отражает мысль писателя о том, что люди, которые разговаривают

«на том изысканном...языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды»

во время Отечественной войны 1812 года, ментально чужие с простым русским народом и духовно завоеваны французами.

Толстой «награждает» всех знатных посетителей вечера «неизменной улыбкой», которая противна ему, так как она неискренна и является верхом лицемерного умения держать себя в обществе.

К салону Анны Шерер, на котором встречается вся аристократия, Лев Николаевич относится с пренебрежением. Он сравнивает это общение с прядильной мастерской, «равномерной, приличной разговорной машиной», будто это механический мир, в котором нет места естественности, и с «политической» «грязной кухней», где виконт и аббат подаются как «кусок говядины, который есть не захочется». На этой кухне «варятся» общие светские мнения на темы, в которых люди не осведомлены.

Этот светский вечер посещают такие герои, как Элен Курагина, Пьер Безухов и князь Андрей Болконский. И если Пьер и Андрей «живые», то княгиня является одной из ярких представительниц высшего света.

Элен Курагина.

-2

Элен, будучи дочерью князя Василия Курагина, – человека с лицом идиота («с светлым выражением плоского лица»), недалеко «уходит» от него. Ее единственным достоинством является «несомненная и слишком сильно и победительно действующая красота», которая поглощает все внимание мужчин и «неизменяющаяся улыбка», символизирующая отсутствие живого лица.

Толстой не удостаивает Элен умом, она не имеет собственного мнения и поэтому копирует эмоции Анны Павловны, словно надевая маску, потому что ничего собой не представляет.

«... Когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины...».

Автор недолюбливает Элен, ведь она фальшива, двулична и духовно неподвижна.

Пьер Безухов.

-3

В отличие от Элен, Пьер еще «большой» ребенок, который «первый раз в обществе» и только учится вести себя в нем подобающе, поэтому он «не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти». Главными особенностями Безухова, отличающими его от всех, являются его «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд» и очки, которые никто не носил ранее. Он из-за своей «близорукости» не видит обмана и подлости среди людей, с которыми он находится в одной комнате. Этому герою Толстой симпатизирует, потому что он открытый, добрый и старается найти правду и обрести самого себя.

Андрей Болконский.

-4

Последним среди этих гостей появляется Андрей Болконский.

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» и обладающий правильным французским произношением.

Своим обликом и манерой речи Андрей напоминает Наполеона, но помимо внешнего сходства, он так же, как и Бонапарт хочет прославиться через личный подвиг. Писатель любит Андрея так же, как и Пьера, ведь они единственные среди всего общества, которые могут быть настоящими, живыми.

Авторская оценка зависит от характера героя, его поступков и мыслей. И если персонаж искренен, добр и умён, то он непременно вызывает симпатию и у читателя, и у автора.