Найти тему
Жизнь советского человека

Машину окружили сотни разъярённых мужиков, требуя выйти на разговор. Как наш контрразведчик успокоил толпу и сорвал провокацию американцев?

С 1946 года контрразведчик Александр Иванович Матвеев был отправлен на работу в советскую миссию по репатриации в городе Тюбингене под именем Николая Фёдоровича Смирнова и занял в ней должность начальника управления НКВД.

…Однажды утром, летней порой они вместе с водителем Муравлёвым на автомобиле отправились в город Ульм – по делам миссии в один из лагерей для перемещенных лиц. У Смирнова было с собой 40 заявлений от советских граждан, желающих вернуться на Родину. Накануне о поездке были предупреждены местные власти, поэтому наличие наружного наблюдения особого удивления не вызвало.

Майор Матвеев А.И., капитаны Каратуев М.Н. и Волков И.Т. под Берлином (январь 1945 г.) / Александр Иванович Матвеев
Майор Матвеев А.И., капитаны Каратуев М.Н. и Волков И.Т. под Берлином (январь 1945 г.) / Александр Иванович Матвеев

Когда въехали в Ульм и до лагеря оставалось около 800 метров случилось непредвиденное. Автомобиль будто потерял управление и двинулся в сторону встречного транспорта. Благодаря небольшой скорости, у водителя получилось выровнять и остановить машину. Смирнов с водителем вышли установить причину внезапной остановки. Ею оказались костыли – ранее укрепленные на дороге, а теперь торчавшие из проколотых покрышек.

Мужчины взялись за установку запасного колеса. Спустя немного времени Смирнов огляделся по сторонам и заметил - движение транспорта внезапно прекратилось, а к ним приближается агрессивно настроенная толпа. Был слышен русский язык, матерщина и гневные выкрики. Смирнов понял, что группу направляют провокаторы, в свое время предавшие Родину и теперь пытающиеся продвинуть агитацию новых американских покровителей.

Чтобы не стать жертвой разъяренной толпы, нужно было быстро, по-военному, принимать решение. Смирнов и водитель сели в автомобиль, который вскоре окружило множество людей. Они принялись стучать по машине кулаками, бить палками, а затем и вовсе стали приподнимать ее, раскачивать и пытаться перевернуть. Ситуация требовала немедленного вмешательства.

Смирнов подал знак, что выходит - толпа немного отодвинулась, давая открыть дверцу. Он вышел, представился, и попытался спокойно выяснить причину такого поведения. Но его голос тонул в общем потоке злых выкриков. Чтобы получить возможность быть услышанным, Смирнов достал свой «ТТ» и сделал два выстрела в воздух. Гул немного поутих, Смирнов опять обратился к толпе, объясняя свою позицию – что он сейчас один против тысячи людей, которые на данный момент совершают преступление, поддерживая фашистских провокаторов.

Пригород Тюбингена (1937 год)
Пригород Тюбингена (1937 год)

В ходе недолгих переговоров контрразведчик смог снизить градус накала в настроении окружившего автомобиль народа, а самый громкий крикун, обличенный в поддержке фашистской пропаганды, вовсе затерялся в толпе. Уже менее гневно люди потребовали ответа, почему большевики расстреливают бывших военнопленных по возвращению на Родину. Смирнов заверил, что это не правда, а всего лишь пропагандистские происки американцев. Наоборот, люди с радостью возвращаются в родные места, к своим близким и помогают восстанавливать народное хозяйство.

Но толпа не унималась и в качестве доказательства Смирнов привел в пример своего водителя Муравлева. Тот вышел из машины и подтвердил, что в 1942 году был взят в плен под Лозовой и попал в лагерь в Штутгарте. После освобождения лагеря американскими войсками и репатриации в Россию, призвался в армию, где сейчас работает водителем. В подтверждение его слов людям предъявили солдатскую книжку. Настроение толпы поменялось, теперь все принялись расспрашивать Смирнова о родных краях.

Даже американские полицейские из их зоны оккупации не смогли с первого раза разогнать людей. Офицер попытался предъявить Смирнову обвинение в организации митинга, но тот указал ему, что беспричинно остановились они, американцы. А русские просто вынужденно ремонтируют машину. Когда полицейские явились во второй раз, Смирнов все же объяснил людям необходимость освободить проезжую часть и пообещал продолжить общение уже в лагере репатриантов.

Американский патруль на границе своей зоны оккупации, 1946 год
Американский патруль на границе своей зоны оккупации, 1946 год

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Толпа разошлась. Остались лишь пять человек, изъявившие желание помочь с ремонтом колес. Спустя несколько часов автомобиль был на ходу и готов к продолжению пути.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.