Найти тему

По следам недавних публикаций: Ксения Сабурова - жизнь и судьба

Совсем недавно я писала цикл статей об усадьбе Вороново.

Последними до революции владельцами усадьбы были Шереметевы-Сабуровы.

В комментариях меня спросили о судьбе девочки на фотографии. Это Ксения Александровна Сабурова.
Семья Сабуровых, 1900 год.
Семья Сабуровых, 1900 год.

Ее жизнь достойна отдельного повествования.

Итак, Ксения Александровна Сабурова (1900―1984), праправнучка поэта Петра Андреевича Вяземского,

Петр Андреевич Вяземский
Петр Андреевич Вяземский

- крестного ее матери Анны Сергеевны Шереметевой.

Мог ли он, живший в 19 столетии, представить, что прошедшая советские лагеря Ксения, в 1960-е гг. будет получать Лермонтовскую пенсию республиканского значения!?

И что в 1964 году, в честь 150-летнего юбилея Михаила Юрьевича Лермонтова, 

Ксения, доводившаяся поэту (которого Вяземский не понимал и считал лишь «русским и слабым осколком Байрона») внучатой племянницей, получит в дар отдельную однокомнатную квартиру.

Мария Аркадьевна Столыпина- Вяземская
Мария Аркадьевна Столыпина- Вяземская

Прабабушка Ксении - Мария Аркадьевна Столыпина- Вяземская (1819-1889) и мать Лермонтова ― Мария Михайловна Арсеньева — двоюродные сестры.

Мария Михайловна Арсеньева-Лермонтова
Мария Михайловна Арсеньева-Лермонтова

А бабушка Ксении Екатерина Павловна Вяземская (1849―1929) ― жена графа Сергея Дмитриевича Шереметева, внука Прасковьи Жемчуговой, своей красотой превзошла свою мать Марию Аркадьевну.

Екатерина Павловна Шереметева
Екатерина Павловна Шереметева

Какая генеалогия!!

Супруги Шереметевы - Екатерина Павловна и Сергей Дмитриевич
Супруги Шереметевы - Екатерина Павловна и Сергей Дмитриевич

Сергей Дмитриевич Шереметев, выкупивший усадьбу Вороново у брата Александра, отдал ее в приданое вышедшей замуж в июне 1894 года за кавалергарда Александра Петровича Сабурова (1870—1919) дочери Анне.

Александр Петрович Сабуров
Александр Петрович Сабуров

Дворянский род Сабуровых ведёт свою историю с XIV века. Летописцы возводят родословную Сабуровых к некоему знатному татарину по имени Чет, а Федор Сабур участвовал в Куликовской битве и нашёл на поле брани раненого Дмитрия Донского.
Анна Сергеевна Шереметева-Сабурова
Анна Сергеевна Шереметева-Сабурова

Анна Сергеевна Сабурова (1873—1943), мать Ксении «…была утонченна и обаятельна внешне и очень своеобразна внутренне…».

Брак ее с Александром Петровичем, который благоговел перед женой, оказался удачным. … Сыну Борису она признается позже: «Светлый образ вашего отца, необыкновенно чистый и ясный, с ясными крупными линиями души, не часто можно встретить… среди толпы мужчин. <…>. …милый, вот отчего вам всем легче быть хорошими, что у вас такой отец, чистой души, прозрачной жизни, не поступившийся никогда совестью ни в крупном, ни в малом».

В апреле 1917 года Сабуровы покинули Петроград, где Александр был губернатором, и проживали в Москве в особняке на Воздвиженке — в «Наугольном доме».

Наугольный особняк Шереметевых на Воздвиженке
Наугольный особняк Шереметевых на Воздвиженке

Александр Петрович в 1919 году был расстрелян большевиками, а Анна Сергеевна в 1921 году арестована «за принадлежность к религиозной организации». 

В феврале 1924 г. была отправлена в трехлетнюю ссылку в Калугу вместе с сыном Юрием и дочерью Ксенией.

Затем находилась в ссылке во Владимире, где и скончалась в 1949 году. 

Вот как писал о ней епископ Афанасий (Сахаров): «Праведники еще есть на Руси, которые молят Господа о ее спасении. Есть у меня знакомая Сабурова Анна — жена бывшего петербургского губернатора. Она лишилась в революцию мужа и отца, в 1936 г. арестовали двух ее сыновей, сама больная, но ни в одном письме ко мне она не возроптала на Господа…».

Братья Ксении - Борис (1897-1937) и Юрий (1904-1938) ― оба окончили Александровский Царскосельский лицей, оба учились у Циолковского, подавали надежды, но судьба их оборвалась трагически в лагерях.

Ксения  Александровна Сабурова
Ксения Александровна Сабурова

В Калуге в 1924 году Ксения познакомилась с англичанином Георгом Пейджем. Они полюбили друг друга, но семейная жизнь их продлилась лишь 1 месяц и 5 дней. 

Георг Дэниэль Пейдж работал учителем английского языка. Он был намного старше Ксении, но это не помешало влюбленным.

Когда они обручились, ей было двадцать четыре, ей удалось держать помолвку в тайне от семьи долгие шесть лет – до венчания, которое состоялось в 1931 году. 

Вскоре после свадьбы Георг, возможно, под давлением ОГПУ, стал готовиться к возвращению в Англию. Он хотел, чтобы и Ксения поехала с ним, но она не смогла бросить мать одну, в ситуации, когда оба брата арестованы. 

2 января 1932 года Пейдж уехал один, и никогда больше Ксения не видела мужа.

Поскольку она была повенчана и носила золотое кольцо с гравировкой: «Георг 1931 год», Ксения считала, что второй раз выходить замуж не имеет права и всем отказывала. И всю жизнь была одна.

За свое дворянское происхождение и связь с иностранцем Ксения была арестована.

А 22 февраля 1938 года выслана в Барнаул как агент английской разведки. 10 лет Сабурова отбыла в ИТЛ (исправительно-трудовых лагерях), прошла через допросы с пристрастием, этапы, нары, лесоповал, а затем жила в ссылке, и лишь в 1950-е годы была реабилитирована.

Последние годы ее жизни прошли во Владимире, сперва в коммунальной квартире. 

Ксения Александровна была репетитором по английскому и французскому, работала в аптеке, а затем библиотекарем в местном авиамеханическом техникуме.

Она получала лермонтовскую пенсию.

Первым ее стал получать благодаря В. Д. Бонч-Бруевичу дядя Ксении - Павел Сергеевич Шереметев (1871—1943), который с 1919 по 1930 гг. являлся хранителем музея «Усадьба «Остафьево» Русский Парнас». 
После его смерти пенсия в 1943-м пенсия перешла матери Ксении Анне Сабуровой, а впоследствии к самой Ксении Александровне, ставшей после всех мытарств и ударов судьбы пенсионером республиканского значения..

В 1964 году в честь юбилея Лермонтова ряд торжественных мероприятий прошли и во Владимире. В средней школе № 29 и Доме офицеров выступала перед собравшимися и Ксения Сабурова, внучатая племянница поэта.

По случаю 150-летия легендарного родственника ей и была выделена однокомнатная квартира на улице Завадского. 

Квартира, благодаря своей хозяйке, превратилась в своеобразный музей - маленький уголок старой России.

В квартире не было ни телевизора, ни радио, ни модных ковров и мебели, но были портреты предков, антикварные вещи, старинные редкие книги, а среди них - произведения Михаила Юрьевича и книги о нем. 

Висел в квартире и большой портрет поэта.

Гостями хозяйки часто бывали Владимир Солоухин, Сергей Голицын, Мстислав Ростропович.

Поддерживала Ксения Александровна связь с музеем М. Ю. Лермонтова в Тарханах, в который передала красивое кружевное покрывало, принадлежавшее бабушке поэта. 

Ксения Александровна Сабурова
Ксения Александровна Сабурова

Ее личное обаяние и доброта были безграничны: она умела создать вокруг себя неповторимую атмосферу. Отменно готовила, гости обожали ее фирменные пресные ватрушки и вишневую наливку. И особый Лермонтовский чай: «крепкий как поцелуй, и такой же горячий и сладкий».
Князь-Владимирская церковь
Князь-Владимирская церковь
Последний приют Ксения Александровна, прожившая 84 года, нашла во Владимире рядом с матерью на Князь-Владимирском погосте Князь-Владимирской церкви..

Спасибо , что читаете , я пишу для вас.