Найти тему
Елизавета Красная

Как большевики снесли храмы и построили метро?

Итак, московский метрополитен открылся в 1935 году.

По задумке большевиков подземка должна была предложить народу «новые храмы» будущего. Поэтому станционный интерьер делали таким, чтобы, попадая сюда, пассажир отчасти удовлетворял тоску по давно знакомому церковному убранству. ⠀

Как вы помните, многие церкви в то время были разрушены. И именно они, в буквальном смысле, подарили жизнь метрополитену.

-"Новокузнецкая".

В 1990-е годы была популярна легенда о том, что установленные на этой станции мраморные скамьи взяты из ХХС. К сожалению, подтверждений  этой теории нет, тк фотографий не сохранилось. Но очевидно: резьба, которую мы видим, сделана явно не под интерьер, а стыки плит выполнены очень грубо, как будто подгонялись под размер и соединялись не впервые.

-"Охотный ряд"

На оформление этой станции пошла часть внутренней отделки разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя. Уличные вход и выход обрамили красным гранитом с цоколя собора. Перед сносом Храма ученые  мраморную облицовку здания, сняли мрамор и увезли на завод НКВД в Хамовники, где превратили в плиты.

-2

-"Кропоткинская". На момент открытия — "Дворец советов".

Также выложена мрамором, оставшимся от разрушенного Храма Христа Спасителя.

-3

-"Площадь революции".

64 скульптуры (изначально их было 76, утрачены во время ВОВ) отлиты из металла переплавленных церковных колоколов. Бронза колоколов ХХС использовалась в архитектурном декоре зданий, где расположены выходы со станций "первой очереди".

К слову, из этой же бронзы изготовлены барельефы писателей, которые мы видим сейчас на фасаде Библиотеки им. Ленина.

-4

-"Серпуховская".

Белый камень для декоративной резьбы в отделке этой станции был взят из стен Серпуховского кремля XVI века.

-5

А знали ли вы о происхождении мрамора московского метрополитена?