Итак, московский метрополитен открылся в 1935 году.
По задумке большевиков подземка должна была предложить народу «новые храмы» будущего. Поэтому станционный интерьер делали таким, чтобы, попадая сюда, пассажир отчасти удовлетворял тоску по давно знакомому церковному убранству. ⠀
Как вы помните, многие церкви в то время были разрушены. И именно они, в буквальном смысле, подарили жизнь метрополитену.
-"Новокузнецкая".
В 1990-е годы была популярна легенда о том, что установленные на этой станции мраморные скамьи взяты из ХХС. К сожалению, подтверждений этой теории нет, тк фотографий не сохранилось. Но очевидно: резьба, которую мы видим, сделана явно не под интерьер, а стыки плит выполнены очень грубо, как будто подгонялись под размер и соединялись не впервые.
-"Охотный ряд"
На оформление этой станции пошла часть внутренней отделки разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя. Уличные вход и выход обрамили красным гранитом с цоколя собора. Перед сносом Храма ученые мраморную облицовку здания, сняли мрамор и увезли на завод НКВД в Хамовники, где превратили в плиты.
-"Кропоткинская". На момент открытия — "Дворец советов".
Также выложена мрамором, оставшимся от разрушенного Храма Христа Спасителя.
-"Площадь революции".
64 скульптуры (изначально их было 76, утрачены во время ВОВ) отлиты из металла переплавленных церковных колоколов. Бронза колоколов ХХС использовалась в архитектурном декоре зданий, где расположены выходы со станций "первой очереди".
К слову, из этой же бронзы изготовлены барельефы писателей, которые мы видим сейчас на фасаде Библиотеки им. Ленина.
-"Серпуховская".
Белый камень для декоративной резьбы в отделке этой станции был взят из стен Серпуховского кремля XVI века.
А знали ли вы о происхождении мрамора московского метрополитена?