К слову пришлось, я чаще читаю, чем пишу. Вот и вчера читала разное здесь, на Дзене, и попалась мне статья с юридическими советами родителям: что делать, если обнаглевший учитель покусился на неприкосновенность личной собственности ученика и отобрал у него во время урока наушники, которые были на тот момент непосредственно в ученических ушах. С таким вопросом обратилась к автору канала мама подростка, и ей были даны разъяснения с точки зрения закона и рекомендации.
Мнения под статьёй разделились. Небольшое количество молодых родителей возмущались поведением распоясавшихся учителей. Читатели постарше вспоминали, что в их времена родители не то чтобы жаловаться не стали, а ещё бы своему ребёнку добавили витамина Р.
Я смотрела на эту ситуацию глазами учителя: сначала мы отстаиваем права сыночка заниматься на уроке всем, кроме урока, потом кричим " школа не учит, а только проверяет", в конце проклинаем ОГЭ и ЕГЭ, в которых исключительно нашему сыночке попались сверхсложные задания.
Учителя в таких комментариях вычисляются на раз. Они убеждены, что гаджетам на уроках не место.
Но, как это часто бывает в таких дискуссиях, находится кто-то, кто когда-то (недолго) работал в школе, и у него такие ситуации даже не возникали, потому что он очень любил детей, обращался с ними всегда уважительно, и КАЖДЫЙ ребёнок на уважение неизменно отвечал уважением. Всегда сожалею, что такие комментаторы почему-то не задерживаются в школе. У них же так отлично всё получалось, а они бросили любимых детей на некомпетентных и не умеющих уважать учеников коллег.
Учитель действительно должен общаться с детьми уважительно, какие бы они ни были и что бы себе ни позволяли. Это аксиома. Но вот гарантирует ли это уважение в ответ?
Недавно мне пришлось присутствовать на уроке у молодой коллеги. Тихо в уголке делала свои дела, но уши-то не затыкала и глаза не закрывала. Часто молодые учителя ведут себя с учениками по-свойски, соблюдения дисциплины не требуют, на уроках, мягко говоря, ералаш. Учителя такие детям нравятся, но знаний ноль. Знала, что эту учительницу школьники любят и, честно, ожидала чего-то подобного. Тем более, что класс был проблемный. Все, кто хотел учиться, перешли в профильный, а здесь остались те, кто хотел весело проводить время и откровенно недолюбливал школу, которая этому мешала.
Но нет, я была очень неправа. К середине урока я была просто очарована этой молодой учительницей. Методически очень грамотный урок. Постоянное обращение к каждому ученику. И главное, неподдельная доброжелательность к каждому, желание помочь и научить. Ни разу она не изменила своему уважительному тону, разговаривая с подростками. Идеальной дисциплины на уроке не было, эти дети просто не способны работать 40 минут, не отвлекаясь. Кто-то вставал с места, подходил к другу, кто-то переговаривался с соседом, кто-то кого-то карандашом ткнул – пошутил. Но она спокойно обращалась к отвлёкшимся с вопросом, вовлекала их в работу. И они много сделали за урок.
И опять НО. В середине класса сидели две девушки, которые, как ни старалась вовлечь их в работу учительница, тетрадей не открыли. Весь урок они общались довольно громко, хохотали. Короче, мало того что сами ничего не делали, так и остальным мешали. В итоге учительница – всё тем же доброжелательным тоном – заметила им, что не слышит отвечающих из-за их разговоров, и попросила сесть за разные парты. Они завозмущались, но преподаватель стояла на своём – всё это настолько уважительно, что я подивилась её выдержке – в итоге одна из них ушла за соседнюю парту. Потом повернулась к подружке, и они продолжили разговор. Учительница всё тем же дружелюбным голосом попросила их сесть в разных рядах. Тут уже из девиц полилось неприкрытое хамство. Мне очень хотелось вмешаться, совсем неуважительно. Учитель молча стояла и ждала, когда будет выполнено её требование, но так и не дождалась. И никто из любящих учительницу учеников не сказал зарвавшимся одноклассницам ни слова. Кто-то продолжал решать задачи, кто-то, раз учительница перестала вовлекать их в работу, тоже начал развлекаться. Прозвенел звонок, ученики подскочили и только их увидели, а моя коллега села за стол и закрыла лицо руками.
Учитель действительно должен общаться с детьми уважительно, какие бы они ни были и что бы себе не позволяли. Но лукавят те, кто утверждает, что это гарантирует уважение в ответ. Некоторые просто не хотят знать, что есть что-то, кроме их важных персон. И вот в таких случаях, я думаю, должна работать система наказания.