Надо полагать, внутри избушки на курьих ножках ничего особо сказочного нету. Хотя … кто знает, дорогой Ватсон, кто знает.
«Невольно к этим грустным берегам меня влечёт неведомая сила». Всё никак не вырваться из Саблино и пещер. Рукотворных, выкопанных людьми, но оставленных природе, бабочкам, летучим мышам.
Как всякий современный человек, я склонен к мистике. Отсюда, из этих пещер что-то такое вылезло неприятное, жуткое, хтоническое. А может, веселое? Хтонь, она склонна к юмору. Своеобразному.
Термины подземного мира
Хтоническое – термин из фольклористики. Сверхъестественное, но подземное. Не с небес – ангел, а бес из преисподней. Лешие, домовые, ведьмы, кикиморы, русалки. Свита Воланда. Когда-то были языческие боги, их разжаловали, они поступили в демоны. Самые древние верования – хтонические. Хорошо ведь звучит: хтонь.
Неподалёку от саблинских пещер - сельское поселение, Ульяновка. До 1923 года - Саблино. Чтобы не путать с другим Саблино, расположённым рядом, это называли Дачным Саблино. Предки саблинцев из Дачного Саблина у меня вызывают уважение. В 1830 году они скинулись и выкупили себя на волю. Таких случаев даже на северо-западе России - раз-два и обчёлся.
В 1923 году Дачное Саблино на шоссейной дороге переименовали в Ульяновку, чтобы всё ж таки не путать с Саблино на железнодорожной дороге. Дело в том, что в 1905-1906 годах в Дачном Саблино снимали дачу супруги Елизаровы, Марк Елизаров и Анна Ильинична Елизарова-Ульянова. В то же самое бурное время первой русской революции у сестры и зятя гостевал Владимир Ильич Ульянов (Николай Ленин).
Да. Псевдоним Ильича был Николай Ленин. Не верите? Посмотрите дарственную надпись Дж. Б. Шоу на книжке «Назад к Мафусаилу», подаренную вождю Октябрьской революции: «Николаю Ленину, самому интеллектуальному политику современной Европы».
Инскрипт, как вы догадываетесь, двусмысленный. То ли Бернард Шоу высоко ставит интеллект лихого вспышкопускателя и авантюриста, то ли очень низко – интеллект современных ему (и вспышкопускателю) политиков Европы.
В ходе гражданской войны Ленин незаметно элиминировал первую часть своего псевдонима. По вполне понятной (по крайней мере, для меня) причине. В России были Николай Первый, Николай Второй … упс … а вот и Николай Третий нарисовался.
Такой преемственности великий ненавистник царского самодержавия совсем не хотел. Тем паче, что палиндромон «молот-серп» (прочтите наоборот) – «прес-толом» (вот, чем дело у нас окончится) функционировал в определенных кругах весьма активно.
Домик четы Елизаровых сохранился до наших дней. В советское время у этого домика принимали особо отличившихся подростков в пионеры. В 1966 году приняли одного особо отличившегося. Вот я и думаю, может, какая-то хтонь … родная, родимая, в этот миг вылетела из саблинских пещер, да и покорила душу и сердце талантливого отрока? Шутка...
Доминанта на ножках
Однако ныне Ульяновка славна не дачным домиком супружеской четы Елизаровых, хотя мемориальная доска к стене прикручена и что-то музейно-мемориальное в домике имеет место быть. Пойди найди этот домик в поселении городского типа Ульяновка.
Его никто и не ищет. Есть магнит попритягательнее, да и позаметнее. Его видят все, кто проезжает по Московскому шоссе из Петербурга в Москву или из Москвы в Петербург.
Теоретики искусства градостроительства называют такого рода арт-объекты: архитектурная доминанта.
В Петербурге архитектурная доминанта – шпиль Петропавловки, в Париже – Эйфелева башня, в Нью-Йорке – гигантская статуя Свободы с факелом, в Сталинграде – Родина-мать с мечом, в Москве – Кремль, а в Ульяновке (родная ж хтонь!) – избушка на курьих ножках, дом Бабы-Ягы. Причём это не декорация, не муляж, настоящая изба, которая видна проезжающим по автомобильной трассе. Срубленная по всем правилам – «в лапу...»
Как-то мне объяснял один современный теоретик градостроительства: «Искусство архитектуры ныне умерло. Оно заменилось дизайном. Современный архитектор должен или вынужден уметь очень хорошо, тщательно рисовать, чтобы было неожиданно, изобретательно, пусть порой и дурновкусно, но красиво. Поэтому в архитектуре сейчас всё больше и больше женщин. Им нравится вырисовывать все эти рюшечки и балкончики...»
Нет, владелец и создатель артефакта: изба Бабы-Яги в посёлке Ульяновка – не женщина. Бывший бизнесмен, Василий Михайлович Козин. Бывший владелец завода по производству минеральных вод. Проклятая литературщина. Не могу не вспомнить «Жизнь Клима Самгина».
Купчиха Титова, владелица завода по производству минеральных вод, по совместительству водительница «хлыстовского корабля» и финансовый спонсор революционного подполья, приглашает своего любовника, Клима Самгина, побывать на хлыстовском радении, которое ночью как раз и состоится у неё на заводе. Там-то скептик Самгин воочию увидит богоявление. Самгин шутит: «Ну что ж, погляжу, как производят Бога на заводе по производству минеральных вод».
Простите историко-литературное отступление. Привычка. Итак, в бурные 90-е годы Василий Козин вёл минерально-водный или водно-минеральный бизнес. И устал. Продал своё дело. Ушёл с деньгами. «Я устал. Я ухожу», – великие, если подумать, слова.
Захотел сделать что-то хорошее. Что-то для души. Красивое. По Оскару Уайльду: «Всякое истинно-прекрасное – абсолютно бесполезно...» Сказку сделать былью. Говорит, что ему Пушкин подсказал вступлением к «Руслану и Людмиле»: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон и дверей».
А я думаю: родная, саблинская, пещерная хтонь нашептала – построить избу Бабы-Яги. По всем правилам, чтобы вертелась. У Пушкина ведь этого в тексте нет, а у Козина (в полном соответствии со сказкой) это есть. Его избушка мало что на гигантской куриной ноге, она ещё и вертится.
Волшебник-самоучка
Gesagt – getan (как говорят в Германии) – эквивалентно русскому: «сказано – сделано». Но не вдруг. Был куплен участок под избу. Изучены все доступные изображения. Начато строительство. Вернее - самообучение рубленому строительству «в лапу».
Выяснилось, что никто этого на обозримом Козину пространстве не умеет. Научился. Дальше куриная нога. Покупал в местном «Магните» куриные окорочка и тщательно их зарисовывал. Точно подсчитал, какая должна быть конструкция, чтобы выдержать вес пятитонной избы.
Теперь надо было найти сварщика. Увы … вновь и снова … на обозримом для Василия Михайловича Козина пространстве обнаружился только один сварщик, да и тот свирепо запил и выходить из запоя не собирался.
То есть, выйти-то он, в конце концов, вышел, но в тот край, откуда (по словам Гамлета) ещё никто не возвращался. Словом, Козин обложился учебниками по сталеварению и выучился на сварщика. И сварил куриную ногу, на которую взгромоздил избу.
Более того, в куриную ногу он вмонтировал механизм, повинуясь которому изба вращается. Одно только отступление от пушкинского текста Козин себе позволил: «стоит без окон, без дверей». Окна и дверь в его избушке есть. Как, спрашивается, попадать человеку, а не ведьме в помещение без двери и окон? Да и жить в таком помещении человеку, а не ведьме – затруднительно.
В поселении городского типа Ульяновка вознёсся дом Бабы-Яги. Браво, Козин! Из сказки ему удалось сделать архитектурную быль, которую видно с Московского шоссе. Выразить своё восхищение сказкой-былью к избушке идут посетители и их немало.
Василий Михайлович Козин немало потрясён такой популярностью. Нельзя сказать, чтобы обрадован. Сказка (даже если она быль) всё ж таки интимна и уютна, как поэзия не для всех, а для каждого. Почувствуйте разницу: для каждого по отдельности - не то, что для всех скопом.
Посетители
В свой дом Козин посетителей не впускает. Его можно понять. Это же его дом. Надо полагать, что внутри избушки на курьих ножках ничего особо сказочного нету. Хотя … кто знает, дорогой Ватсон, кто знает, как говорил Шерлок Холмс в неплохой советской экранизации. Может, и есть что-то сказочное, чего даже хозяин и создатель сказки-были не замечает.
Фотографироваться на фоне артефакта – сколько-угодно. По просьбам желающих повертеть избушку к лесу передом, ко мне задом и наоборот – пожалуйста. Мотор работает. К немалому изумлению владельца и создателя избы на курьих ножках на её фоне очень любят сниматься молодожёны. Видимо, полагают, что Баба-Яга поможет создать крепкую счастливую семью. Возможно, они и правы.
Одна молодожёнка (невеста), улучив момент, когда хозяин отвлёкся, взобралась, как была в фате и флёр-д-оранже, взобралась наверх по лестнице в помещение. Хозяин обнаружил вторжение, когда следом за невестой стал карабкаться жених, но он был слишком пьян для таких упражнений.
Упал. Не одолел. А невеста одолела. Значит, что-то ведовское, ведьмовское в ней было. Или ей помогла родная, саблинская, пещерная хтонь.