Определим термины
Для начала скажу, что у термина ответственность, есть много определений, каждое из которых имеет право на существование. И мой ответ на данный вопрос будет зависеть от того, что мы будем считать ответственностью.
Корень слова – ответ. Поэтому я предлагаю такое определение. Ответственность – это готовность отчитаться перед собой, или перед окружающими, за результат своих действий, в случае ошибки – понести наказание (и наоборот, получить какие-то выгоды в случае успеха).
На мой взгляд, ответственность складывается из двух составляющих. Во-первых, это осознание собственной способности своими действиями влиять на ход событий. А во-вторых - готовность воспользоваться своей способностью в случае необходимости.
Если говорить более простым языком, скажу, что ответственность стоит на трёх китах: желании влиять на ход событий, способности это сделать, и готовности действовать. Если убрать хоть один – всё разрушится.
В каком возрасте нужно развивать ответственность?
На этот вопрос давать точный ответ будет некорректно, поскольку в данном вопросе реальную роль играет не физический возраст, а психологический. Главное здесь идти поэтапно, чтобы задачи, за которые на ребёнка возлагается ответственность были ему по силам, но не слишком легки.
С одной стороны важно, чтобы он чаще всего со своими задачами справлялся – это залог его уверенности в собственных силах, но с дугой – чтобы ему не было слишком легко. Иначе развития не будет, а успех он будет воспринимать как должное, что тоже неправильно и может сильно навредить ему в будущем.
Как развить в ребёнке ответственность?
Ранее мы разобрались с тем, из чего складывается ответственность. Теперь разберёмся как ее развивать. Начнём с того, из чего вырастает ответственность. С желания влиять. Оно, в свою очередь, начинается с осознания того, что от его действий что-то может зависеть. Печально, когда ребёнок приходит к мысли, что от его действий ничего не зависит. Тогда и желание что-либо делать пропадает.
Такое может получится, когда у ребёнка раз за разом не получается осуществлять свои желания. Как в басне Крылова Лисица и виноград. Чтобы такого не было, у него хотя бы иногда должно получатся то, что он задумал. На начальном этапе можно ребёнку искусственно создать такие условия, чтобы у него хоть что-то получилось самостоятельно.
На следующем этапе до ребёнка нужно донести мысль, что от его действий может зависеть то, что будет происходить. Здесь главная сложность в том, что иногда нужно проявить твёрдость и, в случае, если ребёнок не выполнит договорённости, он не получит желанного. Важно, не поддаваться на капризы и уговоры. Ребенок должен почувствовать разницу. И понять, что результат зависел от его действий. Важное дополнение! Сперва старайтесь создавать ситуации, чтобы между действием и результатом было не слишком много времени, а затем постепенно больше.
Для перехода на следующий этап, от ребёнка уже понадобится хотя бы минимальная способность к сопереживанию. Далее нужно до ребёнка донести, что от его действий в некоторой степени может зависеть и жизнь других людей. Что иногда люди на него рассчитывают и ждут от него каких-то действий. А ещё донести, что отношения между людьми строятся на договорённостях и взаимных обязательствах. Не на них одних, но это важная составляющая человеческих отношений. Возможно, одна из самых главных.
То есть, на этом этапе важно учить детей договариваться. При этом очень важно не только донести до ребенка мысль, но и дать почувствовать то, что бывает, когда одна из сторон не выполняет свои обязательства. Ситуация, в которой он ждал одного, а получил совсем другое.
Ещё, считаю важным отметить, что для развития ответственности будут полезны командные спортивные игра. Волейбол, футбол, баскетбол, и так далее. Важно, чтобы ребёнок понял, что ответственность бывает не только личной, но и коллективной. Что бывает так, что от ошибок одного, страдают все.
Также спортивные игры помогают ребёнку определить и прочувствовать свою сферу ответственности. Что не на каждый мяч он должен бежать, а уметь доверять другим игрокам своей команды. А ещё – это помогает в самоопределении. Большинство людей не могут на всех позициях играть одинаково эффективно.
С кем обычно люди договариваются?
С теми, кто может сделать что-то такое, что им самим трудно или скажем так, не приоритетно, сделать. И нужно, чтобы ребёнок это понимал. То есть, он должен знать, что он должен уметь делать хорошо то, что другим сделать трудно. Для этого важно хорошо знать собственные способности, свои сильные и слабые стороны. Между тем, это уже одна из базовых основ профориентации.
В заключение скажу, что ответственность - это одно из главных качеств, на которое окружающие будут обращать внимание, когда будут решать, стоит ли с человеком иметь дело. Ответственным доверяют.
Вы ведь хотите, чтобы вашему ребёнку верили и знали, что на него можно положиться? Уверен, что да. Тогда учите его развивать в себе это качество. А я надеюсь, что данные рекомендации вам помогут. Я делал их на основе своего опыта.
А что вы считаете ответственностью? И как её развиваете - в себе и в своих детях? Расскажите о своём опыте.