Слово святого Григория Нисского, епископа (Слово 1 на Воскресение Христово)
Первенец нового творения
Явилось Царствие жизни, и сокрушена держава смерти. Обнаружилось иное рождение, иная жизнь, иной род жизни, всё естество наше было преображено. Что же это за рождение? "Ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились". Как возможно сие, - спрашиваешь ты меня. Послушай, и я объясню тебе сие в нескольких словах. Зачатие совершается верою, и приходит в мир возрождением крещения. Пестует его Церковь, коей учением и правилами питается оно, как бы от груди матерней, и хлеб небесный подается в пищу ему, зрелость является в возвышенной жизни, и обручение - в приобретении мудрости. Потомство его - надежда, обитель - Царствие, наследие и сокровище - райское великолепие, и венец - не смерть, но счастливая и вечная жизнь, уготованная достойным её. "Сей день сотворил Господь". Сколь же он отличен от дней, начало которым положено вместе с началом мира, дней, измеряемых нами течением времени. Но день Господень есть начало нового творения, ибо тогда Бог создал новое небо и новую землю, по слову пророка. Что это за небо? Вера во Христа есть свод его. И что за земля? Сия есть сердце чистое и прекрасное, говорит Господь, которое, подобно земле, напояется изливающимися на него водами и приносит плод сторичный.
Солнце нового творения есть жизнь чистая, звёзды - добродетели; воздух - делание благое, море - глубина мудрости и ведения, травы и зерна - правоверное учение и наставления Божии, от пажитей сих питается и насыщается народ Божий; дерева, приносящие плоды - соблюдение заповедей.
В день тот человек является истинно сотворённым по образу и подобию Божию. Размысли, есть ли сей "день, который сотворил Господь" для тебя воистину начало нового мира. И действительно ли, по слову пророка, отличен он для тебя от иных ночей и дней?
Но мы не говорили еще о превысшей благодати, которую день сей приносит. Он дарует сокрушение боли смертной, ибо породил Первородного среди умерших. Господь говорит: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему". Прекрасная и благая весть! Вочеловечившийся нас ради, хотя Он и Первородный Сын Божий, будучи человеком, предстает пред истинным Отцом, дабы нас соделать братьями Своими и вместе с Собою привести всех, кто, подобно Ему, принадлежит к человечеству.