Найти тему
Оружейникофф

«Сайдвайндер» – самонаводящаяся ракета, созданная энтузиастами

Некоторые изобретения рождаются в тяжелых муках, зато потом производят настоящую революцию в той или иной сфере человеческой деятельности. Если говорить о боевой авиации, то к этой категории можно отнести самонаводящуюся ракету AIM-9 «Сайдвайндер», которая появилась лишь благодаря энтузиазму небольшой группы военных инженеров, проектировавших её в свободное от основной работы время.

История появления ракеты

В 1946 году Уильяму Маклину, физику, работавшему на ВМС США, пришла в голову идея создания чувствительного к инфракрасному излучению неконтактного взрывателя на основе сульфида свинца. Инженер предположил, что, будучи установлен на ракету, этот узел сможет наводиться на тепловую сигнатуру реактивных самолетов. Во время войны Маклин участвовал в создании противокорабельной планирующей бомбы ASM-N-2 «Bat». Затем он переехал в Калифорнию, где устроился на Станцию по испытаниям вооружения ВМС (NOTS). Изначально он не собирался строить именно самонаводящуюся ракету.

Уильям Маклин
Уильям Маклин

Целью была лишь проверка жизнеспособности концепции теплового наведения, однако по мере того как команда Маклина создавала новые подсистемы, перед ним все явственнее прорисовывалось полноценное, передовое и очень грозное оружие. Всего за год конструкторам удалось разработать двигатель, системы стабилизации и управления огнем, другие важнейшие узлы.

AIM-7 Sparrow
AIM-7 Sparrow

В это же самое время американцы в рамках двух других проектов, финансировавшихся государством, конструировали самонаводящиеся снаряды «Спэрроу» и «Фэлкон». В подчинении ВМФ США находились две организации, разрабатывавшие ракеты: Бюро аэронавтики (BuAer), обслуживавшее морскую авиацию, и Бюро вооружений (BuOrd), занимавшееся созданием боеприпасов воздушного базирования в более широком диапазоне.

Первое активно использовало подрядные организации, а второе предпочитало обходиться силами штатных инженеров. BuAer заключила контракт на разработку сложной и дорогостоящей «Фэлкон», в то время как команда Маклина была приписана к BuOrd. Воспользовавшись тем, что задание на создание самонаводящегося авиационного снаряда было официально получено именно им, Бюро аэронавтики потребовало от конкурента прекратить работы над аналогичным боеприпасом, и добилось соответствующего распоряжения на уровне Министерства обороны.

Однако Маклин и его товарищи решили достроить ракету самостоятельно, в свободное от основной работы время. При этом им приходилось тратить на неё государственные деньги, выделенные на другие проекты. Впрочем, конструктору это сходило с рук, так как он пользовался уважением в BuOrd, и начальство попросту закрывало глаза на «нецелевое расходование» средств. К 1951 году инженерам удалось получить продукт, который не стыдно было показать отцам-командирам.

Испытание

Через год Бюро вооружений официально признало «незаконнорожденное дитя» и окрестило его «Сайдвайндером». Когда ВВС США заявили, что их эта ракета не интересует, высокопоставленные чиновники, наслышанные о преимуществах детища Маклина, потребовали провести сравнительные испытания, дабы убедиться, что выбранная военными авиаторами «Фэлкон» и в самом деле превосходит своего конкурента.

-4

Испытания завершились полным провалом вооружения, разрабатывавшегося в рамках государственного заказа. «Сайдвайндеры» разнесли несколько мишеней с первого выстрела, а «Фэлконы» часто отказывали из-за технических проблем. Несмотря на это, ВВС решили принять последние на вооружение, так как видели в них перспективное средство борьбы с бомбардировщиками.

Во время Вьетнамской войны «Фэлконы» зарекомендовали себя неважно. Они были ненадежны и почти бесполезны против реактивных истребителей. Все было настолько плохо, что командир одного из авиаполков отдал неофициальное распоряжение использовать вместо них «Сайдвайндеры», а затем его примеру последовали множество других боевых подразделений ВВС США.

Одним из главных факторов успеха детища Маклина стало то, что он не боялся проверять новые концепции, но при этом старался сделать изделие простым, недорогим и надежным. Он всячески поощрял конкуренцию между различными группами инженеров, и это нередко позволяло им выдавать удачные, элегантные идеи.

Первый случай боевого применения «Сайдвайндеров» датируется 1958 годом.

Сайдвайндер и причем здесь МиГ

Ракеты стояли на вооружении ВВС Китайской Республики или, проще говоря, Тайваня, воевавшего с коммунистической частью Китая. Несмотря на то, что F-86 «Сейбр», имевшиеся у «раскольников», по многим характеристикам уступали истребителям противника, они в том бою сбили четыре «МиГа». Несколько позже во время того же конфликта один «Сайдвайндер» по абсолютному недоразумению оказался в распоряжении врага. Он попал в «МиГ-17», но не взорвался и застрял в фюзеляже самолета. Когда истребитель вернулся на аэродром базирования, китайцы извлекли ракету и отправили в СССР.

-5

Советским инженерам хватило одного образца, чтобы создать собственный самонаводящийся авиационный снаряд – он получил обозначение «К-13» и поступил на вооружение в 1961 году.

Ракета К-13А
Ракета К-13А

Заключение

За прошедшие семь десятилетий «Сайдвайндеры» модернизировались шесть раз. Благодаря низкой стоимости и высокой эффективности, ракета стала наиболее используемым самонаводящимся снарядом класса «воздух-воздух».

Сегодня она производится в США и 27 других странах. Она применялась в десятках различных конфликтах, сбив не одну сотню самолетов. И, по всей видимости, уступать свое место под крыльями истребителей она не собирается ещё долго – контракт Пентагона с компанией «Боинг» на дальнейшую поддержку «Сайдвайндеров» действует до 2055 года.

-7

СВО
1,21 млн интересуются