Найти тему
Кино под углом

Кинопародии и Россия…

Например, вот отличный пример кинопародии.
Например, вот отличный пример кинопародии.

Был в Голливуде такой жанр, как кинопародии. То есть, как это работает? Берётся какой-то «основной фильм», по нему снимается фильм с похожим сюжетом, но некоторые моменты – как правило, самые важные, пафосные, или какие-то ещё, снимаются в виде «гэгов». То есть, максимум гротеска, максимум преувеличения и тому подобных вещей. Тут можно вспомнить, например, художественный фильм «Горячие головы», где в качестве такого вот «основного фильма», был использован фильм «Top Gun». И, как можно видеть, в фильме было очень много «гэгов» про лётчиков, про любовную линию между Топером Харли и Рамадой, и так далее. Кстати говоря, что самое интересное, оригинальный «Top Gun» я смотрел уже после «Горячих Голов», но я смог оценить все шутки той пародии…

Тоже смешная пародия с отличными шутками...
Тоже смешная пародия с отличными шутками...

Так вот, жанр кинопародии был довольно сильно развит в США. Я мог бы вспомнить и «Космические яйца» Мэла Брукса, и его же «Робин Гуд и мужчины в трико», и разного рода «Голый пистолет» и другие фильмы. Там на самом деле, было над чем посмеяться – и, даже, если ты не видел оригинальных фильмов, почти все «гэги» и приколы были более-менее понятны. Увы, но после начала 2000-х годов (по моим подсчётам), жанр пародии стал сходить на нет. Шутить над какими-то темами стало «неприлично», новые фильмы, что начали выходить, уже не давали такого материала, над которым можно было бы посмеяться – например, я пробовал смотреть «Игрища престолов» (пародию на «Игру Престолов»), и мне, откровенно говоря, не понравилось. Был ещё «Вампирский засос» – пародия на «Сумерки», и, несмотря на то что «Сумерки» я смотрел – пародия тоже вышла… чересчур глупой, пошлой и несмешной. Ну, а разного рода «Страшное кино», «Эпическое кино» и прочие «Знакомства со спартанцами», получились, мягко говоря… не о чём…

Обаятельный Лесли Нильсен в роли детектива Фрэнка Дребина...
Обаятельный Лесли Нильсен в роли детектива Фрэнка Дребина...

Но, статья у меня не о крахе кинопародий в Голливуде, а о том, как этот жанр получился в России. В нашей стране. Как я писал, сами по себе кинопародии – довольно весёлые и интересные. Над фильмами, про которые я рассказывал, до сих пор можно посмеяться. Похождения детектива Фрэнка Дребина, полёты Топера Харли, или то, как Робин Гуд стрелял из лука – это до сих пор может быть безумно смешно. Как говорится, Голливуд есть, за что ругать, но когда-то, довольно давно, кино они снимать умели. О том, что они делают сейчас, я пока что ничего писать не буду. Если только как-нибудь потом. А что же в России?

Кому-то такое даже понравилось!
Кому-то такое даже понравилось!

Так получилось, что уже довольно давно, мне предложили посмотреть «художественный фильм» под очень оригинальным названием – «Самый лучший фильм». Тут я могу сказать только то, что те, кто придумал такое название, от ложной скромности, совершенно точно не умрут. Возможно, что от тех веществ, что главный «герой» постоянно принимает в кадре – но уж точно не от скромности. Конечно, название было очень и очень оптимистичным. И да, на самом деле, фильм даже смог окупиться в прокате. Связано это, скорее всего, было с тем, что передача «Comedy Club», создатели которой его и снимали, была довольно популярна среди определённых кругов населения. Лично я, скажем так, юмора этой программы не понимал, так как он был основан, в первую очередь на пошлости и тому подобных вещах, порой очень даже неприличных. Не знаю, может быть, это только для меня, человека, воспитанного ещё при СССР, такие шутки кажутся пошлыми, но даже в тех американских пародиях, что мне нравились, такого почти не было. Хотя, те пародии из США, что я смотрел – они были сняты ещё в то время, когда некоторые темы для показа в кинотеатрах и на ТВ были… скажем так, очень сильно табуированы. Ну и воспитание, конечно, тоже сыграло свою роль… Так что, я смело могу сказать, что передача «Comedy Club», и все их «скетчи» из «Нашей Russia» казались мне пошлыми и неприличными.

Это было не пошло и смешно...
Это было не пошло и смешно...

И вот, значит, я стал смотреть фильм. Я не буду его пересказывать, так как там… не всё хорошо с сюжетом картины. Да, я в курсе, что весь фильм – это воспоминания главного «героя» о его жизни. Можно сказать, что он там вспоминает её «ключевые моменты», которые и есть пародии на те или иные фильмы или «культурные явления». И да, на самом деле, фильмов, сюжет которых построен именно по такой схеме, не так уж и мало. Претензии не к этому. Претензии – скорее к качеству постановки и к качеству «исходного материала». Вот я не просто так написал о том, что я посмотрел «Top Gun» уже после того, как просмотрел «Горячие головы». И при просмотре «Горячих голов», я понимал все шутки и «гэги». Материал там был понятен изначально. Более того, когда я через полгода посмотрел «Top Gun», мне было понятно, что именно «протаскивали» в том или ином моменте «Горячих голов». Я даже не буду говорить про отсылки к другим фильмам и явлениям культуры, что были показаны в других моментах «Горячих голов». Например, эпизод с яичницей – я догадался, что это что-то типа «9 с половиной недель», но я не смотрел этого фильма, я просто решил, что этот момент пародирует его. Про пародию на «Рокки», или «Супермена», конечно, догадаться было проще – тем более, что оба этих фильма я смотрел. Но, как я уже говорил, большая часть шуток в «Горячих головах» считывалась без проблем, они не были пошлыми или мерзкими, и над фильмом я посмеялся в своё время, просто от души...

Как говорится, без комментариев...
Как говорится, без комментариев...

А что же с «Самым лучшим фильмом»? А ничего, знаете ли, хорошего. Собственно, само его начало показывает то, как создатели сего «шедевра» относятся к зрителям. «Акт дефекации» прямо в зрительный зал – это, знаете ли, сильно. Но, как мне кажется, до «великого фильма», что брал все награды в художественном фильме» «Идиократия», как-то не дотягивает. Там данную часть тела, как известно, показывали в течение двух часов. При этом, там ещё и приступы «метеоризма» были – прямо крупным планом. А что тут? Просто короткий кадр с этим предметом тела. Ну и потом, всё, что было показано после этого…

Пошлость, пошлость и ещё раз пошлость, приправленная пропагандой «травы», и тому подобных вещей. Можно поговорить о том, как создатели фильма пародировали те или иные фильмы. Начать можно с того, что далеко не все «гэги» можно было понять сразу. Например, я не смотрел «Бой с тенью». Я, на самом деле, даже не знаю, что это за фильм и о чём он. И как я могу понять пародию на него, если я просто этого не знаю? Что касается пародии на «9-ю роту», то там тоже не всё так просто. Например, моменты с оскорблением личного состава – это должно быть смешно? «Пройтись» по прозвищам персонажей – Воробей (конечно же, «Капитан Джек Воробей», который тут, что называется, ни к селу, ни к городу), Джоконда (парень, который просто рисовать любил, так его превратили в картину), и так далее. Единственное, что на самом деле было смешно – так это про «в грязной и неглаженной форме», так как была такая шутка про «в форменной и бесформенной одежде». И всё. И это, наверное, единственная более-менее смешная шутка на весь «фильм». Ну, и ещё можно отметить синхронное вождение автомобилей в пародии на «Бригаду». Это на самом деле было красиво. И, собственно, всё.

Но, вот в чём парадокс… Почти все люди, которые смотрели этот «фильм», ну, кроме разве что тех, кто вообще не блещет ничем, согласны, что это плохое кино. Мерзкое и рассчитанное на тех, кто вообще ничего не понимает в фильмах. Тем не менее, были ведь и продолжения – столько же низкого пошиба. И они тоже как-то «собирали кассу». А потом был и фильм «Наша Russia», который был основан на скетчах про Равшана и Джумшута (и нет, я это не смотрел, просто работал как-то в коллективе, где это дело любили). И вот мне, на самом деле, очень интересно – зачем и для кого такое вообще снимают? Да, я понимаю, что снять хорошую пародию, в общем-то, непросто. Нужен хороший фильм-первоисточник. Нужно понять, что именно там можно «высмеять», и как это хорошо и интересно сделать. Нужно найти фильмы, на которые потом будут хорошо сделанные «отсылки», и правильно их вставить. На самом деле, снять хорошую пародию, насколько я знаю, довольно сложно, и это надо уметь делать. И да, не всем это дано. Но, если это так сложно, то, может, просто не надо было это делать? Просто, ситуация с комедиями в России… скажем так, довольно печальна сама по себе, как бы странно это не звучало. Большая часть комедий, про которые все говорят, не смешная. Как правило, это или пошлость, на грани приличия (интересно, как же в СССР могли снимать смешные фильмы без пошлости?), или бесконечная пьянка, или же фильм о героях, которым просто невозможно симпатизировать. И знаете, это на самом деле печально…