Давайте разбираться. Начнем с того, кто, зачем и почему использует холодные звонки?
Холодные звонки (далее ХЗ) один из самых бюджетных способ привлечения клиентов. А ранее, в конце прошлого века, еще и один из самых эффективных способов. Представьте, 80ые года прошлого века, у вас есть справочник с номерами абонентов вашего города, телефон без определителя номера, 100% абонент вам ответит и проведет диалог. По крайней мере так было задумано там, где появились ХЗ как маркетинговый прием - в США. Но вернемся в текущие реалии, в век полной цифровизации и постоянного информационного шума.
В наше время ХЗ стали показателем слабости компании и сейчас объясню почему.
Кто использует ХЗ?
Сегодня, в век полной цифровизации маркетинга, процветания нейросетей и прочих максимально действенных алгоритмов, ХЗ используют в основном две категории компаний:
- Мелкие компании, только начинающие свою деятельность (некие стартапы), к сожалению скам-компании сюда тоже попадают, что уже бросает тень на ХЗ;
- Компании, которые не могут (считают не нужным/лишним) тратить свой бюджет на рекламу современными средствами. Часто это крупные компании, с «укладом» из прошлого века. Такие компании сливают свой маркетинговый процесс на тех же менеджеров по продажам (в лучшем случае), не понимая истинную ценность человека на позиции «менеджер по продажам». И это большая беда большого бизнеса. Ведь когда у тебя есть уникальный продукт, тебе в принципе не нужен агрессивный маркетинг, к которому ХЗ как раз и относятся (для примера Apple, Google, Mercedes и так далее). Если же нет уникального продукта - развивай бизнес, заставь конкурентов нервничать, представив предложение, за которым клиенты будут идти сами. Ведь услуга/продукт, которому нужен клиент - это априори мертвый бизнес. «Не мне нужен клиент, а Я нужен клиенту!» ©️
Откуда берутся контакты для ХЗ?
Базы. Все банально просто. Базы данных ведутся, скупаются и перепродаются всеми компаниями на рынке. Наше государство ведет очень правильную политику касательно регулирования распространения персональных данных, но мало какие компании из придерживаются. Есть огромное количество компаний, которые соблюдают все регламенты хранения и защиты персональных данных, то есть никому не передают, НО сами приобретают базы у других компаний, который могли собрать их как легальным путем, так и нелегальным.
И если вы уж позиционируете себя как крупная безопасная компания, то будьте любезны избежать покупок баз данных, при прозвоне которых менеджерам запрещено называть абоненту откуда у компании его данные (так как зачастую информация была собрана либо передана нелегальным путем).
Последствия ХЗ для потенциального клиента
Раздражительность, негатив, отвращение. По статистике 99% Хз заканчиваются неудачно, и это понятно. Мы окружены везде цифровым шумом, мозг кипит и абсолютно не готов воспринимать огромный поток повседневной информации, потому работает на максимум пытаясь фильтровать все это. Помимо этого нам постоянно звонят различные компании, в которых каждый из нас обслуживается по тем или иным вопросам. И уже эти звонки для 90% людей являются нежелательными и относятся к категории СПАМ!
Представим ситуацию, будний день, работа в самом разгаре, куча задач, вы с полной отдачей и удовольствием их добросовестно выполняете, как вдруг раздается звонок и вам начинают предлагать какой либо продукт или услугу. Ваша реакция определенно не будет позитивной в 99% случаев. А это еще и отняло ваше рабочее время или сбило вас с настроях или от выполнения какой-либо задачи. Но не ответить на звонок вы так же не могли, так как это мог быть ваш клиент, к примеру, который звонит вам по рекомендации или что-то подобное. Таким образом, с психоэмоциональной точки зрения, ХЗ вызывают негативные последствия у потенциальных клиентов (и это я еще привел самый безобидный пример).
Но помимо этого, проведя небольшое исследование (100 опрошенных) в одной из крупных финансовых компаний России, я обнаружил, что на менеджерах, которые совершают ХЗ и сталкиваются с постоянными отказами (напомню, 99% ХЗ по статистике заканчиваются неудачно) так же испытываю негативные психоэмоциональные последствия.
Как защититься от холодных звонков?
Фактически, никак. Можно, конечно подключить различные анти-спам сервисы, да, конечно они отсеивают часть нежелательных звонков, но все же полностью вопрос не решают. Конечно еще можно заглушить все входящие вызовы с неизвестных номеров, но тут также на свой страх и риск пропустить важный звонок.
Единственно верным решением я считаю полный отказ компаний от ХЗ, а государством продолжение расширения политики в области защиты, распространения и обработки персональных данных, возможно необходимо так же ужесточить последствия за покупку персональных данных.