Найти тему
Внук Эзопа

Ницше против Спенсера. Воля к власти как эволюция человека

Ницше утверждал, что Вселенная — это проявление воли к власти, основной движущей силы мироздания. Он характеризовал эту волю как ненасытное стремление к доминированию. В этой лекции мы рассмотрим значение этого понятия в этическом контексте, то есть с точки зрения того, как человеку следует прожить свою жизнь.

Для начала мы изучим взгляды Ницше на дарвиновскую эволюцию, так как именно непонимание этого процесса стало основой для его концепции воли к власти.

✅ В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свою знаменитую работу «Происхождение видов», в которой изложил теорию эволюции путём естественного отбора. Согласно этой теории, особи внутри одного вида имеют различия, которые могут давать преимущества или недостатки в борьбе за существование. Те особи, чьи черты способствуют выживанию, имеют больше шансов на размножение и передачу своих характеристик потомству, в то время как особи с неблагоприятными чертами, как правило, не выживают и не передают свои особенности. Этот принцип Дарвин назвал естественным отбором.

Дарвин понимал, что естественный отбор — это случайный процесс, и судьба организма часто зависит от случая:

«Зёрнышко на весах определит, какая особь будет жить, а какая умрёт, — какое разнообразие видов увеличится в численности, а какие уменьшатся или, наконец, вымрут» (Чарльз Дарвин, «Происхождение видов»).

Дарвин считал естественный отбор непреднамеренным процессом, но он не был уверен в существовании всеобъемлющей цели или предназначения процесса эволюции — конечной цели, к которой стремится вся жизнь.

Многие последователи Дарвина были убеждены в наличии цели в эволюции
Многие последователи Дарвина были убеждены в наличии цели в эволюции

Однако многие последователи Дарвина были убеждены в наличии цели в эволюции. Герберт Спенсер был одним из таких людей; он был выдающимся сторонником эволюции XIX века и популяризировал термин «эволюция», который Дарвин использовал редко.

✅ По словам Питера Боулера, историка биологии, Герберт Спенсер придерживался идеи космического прогресса, которая включала теорию неизбежной эволюции жизни к высшим формам.

Спенсер верил, что в эволюции есть цель: вся жизнь стремится к ней, и после её достижения люди станут «совершенными» существами, которых он назвал «идеально нравственными людьми». То есть индивидуумами, идеально адаптированными к своему физическому и социальному окружению.

Ницше разделял общую идею эволюции, но не был знаком с трудами Дарвина напрямую. Он получил большую часть знаний об эволюции из работ Спенсера. Несмотря на согласие с основной идеей эволюции, Ницше не соглашался с двумя идеями Спенсера о природе эволюции.

Первое разногласие возникло из убеждения Спенсера в том, что эволюция ведёт к неизбежному прогрессу жизни. В своей книге «Антихрист» Ницше выразил своё несогласие с этим мнением, заявив: «Человечество, безусловно, не представляет собой эволюцию к лучшему, или более сильному, или более высокому уровню, как сейчас понимают прогресс. Этот «прогресс» — всего лишь современная идея, то есть ложная идея. Современный европеец по своей сути намного ниже европейца эпохи Возрождения; процесс эволюции не обязательно означает возвышение, совершенствование, упрочение».
Современный европеец по своей сути намного ниже европейца эпохи Возрождения
Современный европеец по своей сути намного ниже европейца эпохи Возрождения

Второй идеей Спенсера, с которой Ницше не соглашался, было то, что все организмы в конечном счёте стремятся к самосохранению. Спенсер считал, что конечной целью любого поведения является продление и приумножение жизни, то есть сохранение индивидуального организма и вида, к которому он принадлежит.

Ницше ошибочно полагал, что Дарвин разделяет со Спенсером идею о том, что все формы поведения организма направлены на самосохранение. Именно это ошибочное предположение привело его к несогласию с дарвиновской эволюцией в пользу его собственного взгляда на эволюцию, основанного на воле к власти.

Дарвиновская эволюция предполагает, что выгодное поведение сохраняется благодаря естественному отбору. Однако важно помнить, что согласно дарвинизму, организмы не стремятся к выживанию в прямом смысле.

✅ Идея о том, что всё поведение организмов направлено на выживание, восходит к философам до появления теории эволюции в конце XIX века. Артур Шопенгауэр, оказавший значительное влияние на Ницше, считал, что все вещи во Вселенной являются проявлением воли, которая лежит в основе всего. Воля преобладает во всех формах жизни и выражается в «слепом стремлении к существованию без конца». Все живые существа, включая людей, находятся под властью этого иррационального желания выжить. Он назвал это желание волей к жизни.

Тему продолжаем в следующей статье

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа