Ницше утверждал, что Вселенная — это проявление воли к власти, основной движущей силы мироздания. Он характеризовал эту волю как ненасытное стремление к доминированию. В этой лекции мы рассмотрим значение этого понятия в этическом контексте, то есть с точки зрения того, как человеку следует прожить свою жизнь.
Для начала мы изучим взгляды Ницше на дарвиновскую эволюцию, так как именно непонимание этого процесса стало основой для его концепции воли к власти.
✅ В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свою знаменитую работу «Происхождение видов», в которой изложил теорию эволюции путём естественного отбора. Согласно этой теории, особи внутри одного вида имеют различия, которые могут давать преимущества или недостатки в борьбе за существование. Те особи, чьи черты способствуют выживанию, имеют больше шансов на размножение и передачу своих характеристик потомству, в то время как особи с неблагоприятными чертами, как правило, не выживают и не передают свои особенности. Этот принцип Дарвин назвал естественным отбором.
Дарвин понимал, что естественный отбор — это случайный процесс, и судьба организма часто зависит от случая:
«Зёрнышко на весах определит, какая особь будет жить, а какая умрёт, — какое разнообразие видов увеличится в численности, а какие уменьшатся или, наконец, вымрут» (Чарльз Дарвин, «Происхождение видов»).
Дарвин считал естественный отбор непреднамеренным процессом, но он не был уверен в существовании всеобъемлющей цели или предназначения процесса эволюции — конечной цели, к которой стремится вся жизнь.
Однако многие последователи Дарвина были убеждены в наличии цели в эволюции. Герберт Спенсер был одним из таких людей; он был выдающимся сторонником эволюции XIX века и популяризировал термин «эволюция», который Дарвин использовал редко.
✅ По словам Питера Боулера, историка биологии, Герберт Спенсер придерживался идеи космического прогресса, которая включала теорию неизбежной эволюции жизни к высшим формам.
Спенсер верил, что в эволюции есть цель: вся жизнь стремится к ней, и после её достижения люди станут «совершенными» существами, которых он назвал «идеально нравственными людьми». То есть индивидуумами, идеально адаптированными к своему физическому и социальному окружению.
Ницше разделял общую идею эволюции, но не был знаком с трудами Дарвина напрямую. Он получил большую часть знаний об эволюции из работ Спенсера. Несмотря на согласие с основной идеей эволюции, Ницше не соглашался с двумя идеями Спенсера о природе эволюции.
Первое разногласие возникло из убеждения Спенсера в том, что эволюция ведёт к неизбежному прогрессу жизни. В своей книге «Антихрист» Ницше выразил своё несогласие с этим мнением, заявив: «Человечество, безусловно, не представляет собой эволюцию к лучшему, или более сильному, или более высокому уровню, как сейчас понимают прогресс. Этот «прогресс» — всего лишь современная идея, то есть ложная идея. Современный европеец по своей сути намного ниже европейца эпохи Возрождения; процесс эволюции не обязательно означает возвышение, совершенствование, упрочение».
Второй идеей Спенсера, с которой Ницше не соглашался, было то, что все организмы в конечном счёте стремятся к самосохранению. Спенсер считал, что конечной целью любого поведения является продление и приумножение жизни, то есть сохранение индивидуального организма и вида, к которому он принадлежит.
Ницше ошибочно полагал, что Дарвин разделяет со Спенсером идею о том, что все формы поведения организма направлены на самосохранение. Именно это ошибочное предположение привело его к несогласию с дарвиновской эволюцией в пользу его собственного взгляда на эволюцию, основанного на воле к власти.
Дарвиновская эволюция предполагает, что выгодное поведение сохраняется благодаря естественному отбору. Однако важно помнить, что согласно дарвинизму, организмы не стремятся к выживанию в прямом смысле.
✅ Идея о том, что всё поведение организмов направлено на выживание, восходит к философам до появления теории эволюции в конце XIX века. Артур Шопенгауэр, оказавший значительное влияние на Ницше, считал, что все вещи во Вселенной являются проявлением воли, которая лежит в основе всего. Воля преобладает во всех формах жизни и выражается в «слепом стремлении к существованию без конца». Все живые существа, включая людей, находятся под властью этого иррационального желания выжить. Он назвал это желание волей к жизни.
Тему продолжаем в следующей статье
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа