Удивительно, насколько последствия взросления в алкогольной, как и любой другой деструктивной семье, способны отравить всю последующую жизнь женщины. Алкоголизм одного поражает психику каждого члена семьи.
Детство далеко позади, зависимого родителя уже может и не быть в живых. Но психика дестабилизирована настолько, что время не то что не лечит, но подвозит новый негативный опыт. Воронка раскручивается.
Многие и многие женщины, которых я знаю, - умные, добрые и искренне желающие счастья себе и другим, никак не могут стабильно хорошо себя чувствовать, создать гармоничные отношения и вообще находиться в долгосрочных отношениях, выдерживать нормальность. Дети ими манипулируют, мужья сидят на шее. Либо это череда отношений то с зависимым, то с гулящим, то с женатым. Нужна драма. Привязанность амбивалентна, противоречива.
С одной стороны, при всём внешнем благополучии и привлекательности женщина, выросшая в алкогольной семье, часто просто не умеет поддерживать стабильные взаимоотношения. Ей сложно доверять партнёру, сложно регулировать дистанцию. Она эмоционально нестабильна и даже агрессивна. Постоянно ожидает подвоха, предательства, склонна к категоричности, чёрно-белому мышлению.
Неидеальность и полутона - невыносимы. Всё или ничего. Эмоциональное сближение воспринимается как угроза, появляется избегающее и отстранённое, контрзависимое поведение.
Она ищет поводы и изъяны в партнёре, чтобы отдалиться от него. Эти качели между «нуждаюсь в близости» и «не могу её выдерживать» часто приводят к тому, что проще выкинуть из своей жизни мужчину. Он воспринимается как источник тревоги, небезопасности.
Другой полюс - служение и жертвенная позиция в отношениях с мужчиной.
Женщина глубоко убеждена в том, что у неё горькая судьба и её доля страдать.
От этого она смиренна и терпелива.
Это или изначально выбранный ненадёжный партнёр, либо он превратится в такого, распустится.
Потому как любой, кому самозабвенно служат, становится хозяином.
Она взваливает на себя всё, что можно было и логично было бы распределить: зарабатывание денег, содержание дома, воспитание детей. Что-то подсказывает ей, что так, как есть, не должно быть. Но она не верит себе, не может найти никакой другой опоры в жизни, кроме как надёжная и понятная функция служить тяжело и вдолгую. Чувство собственной неценности заставляет её прилепляться к партнёру, перекладывать на него ответственность за свою жизнь, распоряжаться ей. Как раньше, когда ответственность за её жизнь, поведение и настроение лежали на родителе-алкоголике.
Алкоголизация семьи разрушает сексуальность девочки. Даже не о возможных доступных её взору сексуальных сценах взрослых идёт речь, хотя эти мерзкие воспоминания прочно сидят в голове, и негативные паттерны срабатывают чётко. Нежные и интимные этапы взросления, превращения девочки в девушку, а затем в женщину, на фоне атмосферы вечной пороховой бочки, вызывают чувство вины и стыда, даже отвращения. Ощущение порочности и "грязность" всего, что связано с сексом и проявлением себя как женщины, в итоге "даёт" ей партнёров, которые порочность и "грязность" ей и обеспечат. Секс как вид особой близости людей сложно принять. Обычно это стыдная обязанность, способ манипулирования.
В случае семейного алкоголизма в анамнезе своё здоровое настоящее и будущее придётся отвоёвывать.
Терапия в данном случае направлена на стабилизацию психики, формирование и укрепление внутренних опор, благодаря которым своя собственная рука перестаёт раскачивать эту эмоциональную качель. Формирование навыка выдерживать стабильную нормальность.
Первый шаг - сепарация от родительской фигуры.
Автор: Акимова Татьяна Сергеевна
Психолог, Детско-родительские отношения
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru