Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Супервизия - быть или не быть

Когда я только начинала практику и слышала, что практикующему терапевту необходимо брать супревизию, то у меня возникала картинка в голове, как это происходит.

Приходит супервизор, такой важный, строгий, очень умный. Он очень похож на директора школы. И начинает задавать вопросы мне-терапевту:

- Что ты делал в сессии? Расскажи профессиональным языком!

- Как ты мог так сказать клиенту?

- Почему ты не сделал вот это и вот это?

Я в этот момент дрожала, покрывалась потом и заикаясь начинала что-то лепетать…

Было страшновато...

Страшно было ровно до тех пор, пока я не пошла на свою первую супервизию.

Супервизия важная составляющая для профессионального роста психотерапевта.

Работа обычно стоится на основании запроса терапевта, а иногда помогает его обнаружить и сформулировать.

«Смогу ли я справиться с этой работой?», «Смогу ли я помочь этому клиенту?», «Каковы наши взаимоотношения с клиентом?»… Все, что волнует терапевта, вызывает тревогу или сомнения – все можно обсудить на супервизии.

Супервизор относится к терапевту (супервизанту), как к коллеге, и не навязывает ему свое видение и свои советы.

Переживания, которые мешают продвижению в работе с клиентом, способы, которыми терапевт себя останавливает, избегая своих каких-то чувств, могут воспроизводится и в супервизии.

Какие я ставлю себе задачи на супервизию?

  • Научиться лучше понимать своего клиента
  • Повысить осознавание собственных реакций терапевта в сессии и на клиента в частности
  • Заметить и понять процесс взаимодействия с клиентом
  • Исследовать свои вопросы(интервенции), их последовательность, цель
  • Исследовать различные пути работы с конкретной или похожими ситуациями
  • Обнаружить новый взгляд на рабочую ситуацию
  • Запросить обратную связь по процессу и по содержанию работы
  • Получить оценку и поддержку как профессионала и как личности

В результате лучше начинаешь понимать свои выборы в сессии: что сознательно выбирается в работе с клиентом, а что сознательно или бессознательно игнорируется.

Супервизия помогает обнаружить пересекающиеся проблемы. Например, почему я замираю, когда клиент начинает рассказывать про свою злость на коллегу и невозможность ее выразить? Разрешаю ли я себе злиться на коллег? Как я вообще обхожусь со своей злостью?

Ответы супервизора на вопросы начинающих терапевтов – важная поддержка в начале практики.

На своих первых супервизиях мне была важна поддержка, признание, что моя работа — это именно психотерапия. Важна была помощь супервизора в анализе сессии, замечании того, что получилось.

Ведь супервизор помогает терапевту заметить себя в сессии, отделиться от чувств и историй клиентов, проанализировать работу, заметить «слепые пятна», порассуждать над гипотезами, обсудить моменты теории и обсудить как получается с этим работать.

Супервизия нужна и для того, чтобы разгрузить самого психотерапевта от проблем, которые в большей степени являются проблемами их клиентов.

Мне отзываются слова Елена Калитиевской:

«Главное в супервизии, чтобы терапевт пришел на супервизию терапевтом, оставался терапевтом в процессе и ушел терапевтом» (Калитеевская Е.Р. Гештальт-терапия. М.: МГИ, 2021).

Автор: Борская Елена Владимировна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru