Найти в Дзене

Дороги, которые нас выбирают. Портла «Год Литературы» о книге Алексея Небыкова «Чёрный хлеб доро́г»

Иллюстрация на обложке Алиса Бошко
Иллюстрация на обложке Алиса Бошко

Убедительная рецензия на мою книгу «Черный хлеб доро́г» опубликована на портале Год Литературы от замечательного критика Ивана Родионова. Иван не только подготовил развернутый отзыв, но и дал короткую цитату на обложку. О блербах будет чуть позже обстоятельный пост. Пока же предлагаю посмотреть рецензию:

«Дискуссии о том, каким должен быть современный русский триллер/хоррор, идут давно. Читательский запрос на страшное очевиден – неочевидно предложение. Причём предложение за пределами литературы жанрово-трэшевой – с книгами про зомби, кровищу и кишки у нас все как раз относительно неплохо. Но вопрос о «русском Стивене Кинге» по-прежнему остаётся открытым...

Алексей Небыков в своей дебютной книге идет путём не неведомых экспериментов, но синтеза, золотой середины. И это путь как минимум перспективный.

Например, условная готическая традиция предполагает иррациональность жуткого, и мир в ней лежит во зле изначально. В такого рода текстах не может быть проступка и расплаты – у древнего дохристианского хаоса не может быть постижимой человеком мотивации. А современное популярное страшное – в диапазоне от того же Кинга до ужастиков категории Б – по сути очень назидательное, протестантское. Первыми гибнут подростки, наиболее откровенно и беспечно предающиеся как бы безобидным грехам. Давнишний проступок аукается ужасом в настоящем, пусть и без внешней связи между «преступлением и наказанием». И так далее.

В сборнике «Чёрный хлеб доро́г» прослеживается что-то среднее между этими традициями – и одновременно иное. Так, герои рассказов часто расплачиваются если не за грех… то за беспечность, неоправданный риск, несоразмерный их возможностям. Табу в мире Небыкова – идти в неизведанное неготовым…

Профессионализм, мужество, трезвость духа, верность – качества, может, не самые поверхностно романтические, но полагаться можно только на них. Хеппи-энды в художественном мире Небыкова редки (зачастую – в рассказах с элементом фантастического) и всегда добываются через твёрдость и преодоление. В этом смысле, несмотря на общую «темность», «Чёрный хлеб доро́г» – книга вполне себе христианская.

Симптоматичен здесь самый, как видится, важный рассказ в сборнике – «Апостасия от Любви». Начинается он почти как «Двенадцать» Блока («Чёрное небо, белый снег. Ветер, хлесткий ветер, как сумасшедший мельник, сбивал Настю с ног...»), только захлестывает мир стихия не революционная, а информационная (вкупе с пандемией вируса). Но ещё страшнее – морок взаимного всеобщего отчуждения. И достойно выйти из него героям, помимо любви, помогает непоколебимая, подвижническая уверенность в собственной нормальности – и в ненормальности мира.

Писатель Андрей Рубанов отметил сборник как прозу, где «в лучших местах Платонов встречает Стивена Кинга». Подмечено метко (хотя лексический сдвиг и инверсии у Небыкова работают скорее по-бажовски), но интересно здесь вот ещё что – незацикленность на одном языковом приёме. Именно материал подсказывает автору, каким на этот раз будет язык рассказа – лаконичным и строгим или причудливо неочевидным.

В общем, всё как в жизни: в конце концов, не только мы выбираем дороги, но и они – нас...»

ЧИТАЙТЕ РЕЦЕНЗИЮ ЦЕЛИКОМ

-2

Узнать больше о моей книге «Черный хлеб доро́г».

Иллюстрация на обложке Алиса Бошко
Иллюстрация на обложке Алиса Бошко