Найти в Дзене
Кот Сталкер

Шизофрения - 3-й рассказ

- Ты всё ещё считаешь, что наша цивилизация больна? – спросил я у Уэнга после некоторого отсутствия, вызванного семейными обстоятельствами. - Я уверен в этом, - всё так же спокойно ответил Уэнг, - теперь я это точно знаю. Сказать точнее, ваша цивилизация полностью соответствует медицинскому описанию этой болезни. Сам посуди, какие бы симптомы ты не привёл, подтверждение всегда найдётся в окружающей действительности. - Постой, вот тут написано, что шизофреник живёт согласно своему, им же придуманному плану, - я даже книжку прихватил с собой. - А разве не так? – Уэнг смотрит прямо в глаза, как будто проверяя мою искренность. – Какую сферу жизни не возьми, у вас везде какой-то странный план. Начнём с религии, она не имеет никакого отношения к реальности и уж тем более к существованию вселенной. Разве то, что вы называете Богом, могло создать вселенную? Выдумав персонификацию непонятного, вы наделяете её целой чередой непонятных функций, которые вовсе не свойственны вселенной. - Но атеисты

- Ты всё ещё считаешь, что наша цивилизация больна? – спросил я у Уэнга после некоторого отсутствия, вызванного семейными обстоятельствами.

- Я уверен в этом, - всё так же спокойно ответил Уэнг, - теперь я это точно знаю. Сказать точнее, ваша цивилизация полностью соответствует медицинскому описанию этой болезни. Сам посуди, какие бы симптомы ты не привёл, подтверждение всегда найдётся в окружающей действительности.

- Постой, вот тут написано, что шизофреник живёт согласно своему, им же придуманному плану, - я даже книжку прихватил с собой.

- А разве не так? – Уэнг смотрит прямо в глаза, как будто проверяя мою искренность. – Какую сферу жизни не возьми, у вас везде какой-то странный план. Начнём с религии, она не имеет никакого отношения к реальности и уж тем более к существованию вселенной. Разве то, что вы называете Богом, могло создать вселенную? Выдумав персонификацию непонятного, вы наделяете её целой чередой непонятных функций, которые вовсе не свойственны вселенной.

- Но атеисты не верят в бога, - возразил я.

- Ты сам себе ответил, хотя и не понял этого. – заметил Уэнг. – Верят, вот что характеризует отношение к самому вопросу. Религия, как и атеизм, основываются у вас не на знании, а на вере, убеждении самих себя, что так и есть. Не имея никаких фактов для подобных выводов, вы и не можете их сделать верными. Сразу скажу, что некоторые индивидуумы и тут пришли к верному выводу, приняв за основу Великую Пустоту. Но этих шаманов вы называете язычниками и смотрите снисходительно, как на неразумных детей.

- А как же борьба противоположностей, свет и тьма, добро и зло, плюс и минус? – чёрт, как трудно с ним порой беседовать, Уэнг приводит такие факты, что мне «нечем крыть».

- Борьба есть часть вашего надуманного плана, во вселенной не существует борьбы вовсе, она гармонична по сути своей. Плюс и минус порождают ток, если их соединить проводником. Тьма и свет не соперничают и не борются. Их соединение в достаточной концентрации порождает жизнь, как ток в проводах. Поэтому тьма сразу уступает место свету, они контактируют исключительно на уровне малых концентраций. А потом она занимает место света, когда он исчезает, ибо пустоты в абсолютном понимании не существует.

- А добро и зло, неужели и их нет во вселенной?

- Что такое добро и что такое зло? Попробуй ответить себе на эти вопросы, и ты сам поймёшь.

- Ну, убить, это зло, - я вроде бы всё правильно сказал, - а накормить ближнего, уже добро, помочь ему.

- Примитивно, а посмотри чуть шире, ближний сыт, кормить его, это вызвать ожирение, помочь, но чем, если он не нуждается в помощи. Подарить что-то, а он потом будет думать, куда это деть.

- А зло, войны?

- Снова ты не слышишь себя, - Уэнг бесстрастен, - убить врага уже не будет злом, а убить животное, чтобы съесть? Растение тоже придётся убить, чтобы съесть, это просто круговорот веществ в природе. Во вселенной существуют события, а остальное уже относится к трактовкам. Если это вписывается в ваш план, то вы считаете это добром, а если не вписывается, то злом. Но на самом деле не существует ни добра, ни зла. Не существует и понятий «хорошо» и «плохо», всё зависит от конкретной ситуации. Вы оцениваете любое событие, следуя своему плану. То, что хорошо сейчас, будет плохо в другой ситуации и наоборот.

- А как же тогда оценивать события? - порой я его совсем не понимаю.

- Вот что-то произошло, и ты начинаешь оценивать, но оцениваешь, согласно своей парадигме. А посмотри шире, стало ли кому-то хорошо от этого или плохо, а может, событие пронеслось мимо, никого не задев, как метеорный поток, оставляющий только яркие вспышки в атмосфере. Вспомни свою религию, Каин позавидовал и убил. Неверная оценка привела к неверному действию, а не нужно было вовсе оценивать, не на рынке. Кто кого и насколько любит, касается только их двоих и не имеет никакого отношения к остальным.

- А как оценивать катаклизмы, засухи и наводнения? – я ещё пытаюсь ухватиться за свою парадигму.

- Это надо не оценивать, а прогнозировать, - так же бесстрастно поведал Уэнг. – Вот засуха и неурожай, но можно заготовить в хороший год побольше и сохранить, чтобы в засуху было что есть. А с другой стороны сухая погода позволит сделать всё необходимое, чтобы быть готовым к наводнению. Построить дамбы, переселиться повыше и прочее. Прогнозировать несложно, если внимательно всматриваться в события, что привело к ним, вы же достаточно развитая цивилизация.

- А как быть с войнами? – меня это волнует всерьёз.

Пусть сейчас мы не воюем, но вероятность возникновения войны до сих пор велика.

- Посмотри на историю ваших войн, хоть у одной из них были объективные причины? Кому-то захотелось отнять и поработить, а потом кому-то захотелось просто заработать на производства оружия. Но вот его скопилось много и приходится пускать его в дело, чтобы потом произвести новое.

- Ты сейчас о кучке богоизбранных?

- Опять ваш план, - Уэнг даже усмехнулся, - профанация понятия «бог» привела вас к тому, что кто-то решил, что его избрали для какой-то миссии. Ваши товарно-денежные отношения завели вас в тупик, особенно, когда вы сделали товаром эталон, сами деньги. Теперь вы запутали свои отношения настолько, что сами уже не в состоянии в них разобраться. Вот представь, ты купил себе кусок ткани для костюма, но мастер говорит, что из него можно сшить только брюки и то с трудом.

- Вот сейчас я совсем не понял, - честно сознался я.

- Всё очень просто, покупал ты на падении метра, а шить приходится на его росте.

- Но метр так не меняется.

- Я специально привёл такой пример, раз уж вы изменили один эталон, деньги, почему бы вам не заняться однажды и другими, эталонами веса, длины и прочими.

- Не думаю, что человечество настолько поглупеет.

- А вдруг, кто-то из «богоизбранных» решит, что на этом можно заработать? Заработать, хотя ему и того что есть уже некуда девать. Ваша парадигма успеха привела вас в тупик, породила неуёмную жадность, а вслед за нею и жажду власти.

- Но что же делать, ведь совсем без собственности нельзя? – мне надо понять, а я запутался окончательно.

- Вполне можно, мы же существуем вовсе без такого понятия, у нас нет никакой собственности, да она и не нужна, скажу больше она мешает жить, делает жизнь ограниченной и скучной.

- Прямо коммунизм, - я не поверил, хотя, Уэнг никогда не врёт.

- Лучше и больше, я изучил эту теорию, и она снова всё сводит к товарно-денежным отношениям, собственности и производственным процессам. Нужно просто жить и не завидовать, у кого-то получается лучше лечить, а у кого-то, заниматься наукой. Каждый вправе попробовать себя в любом деле и найти своё.

- Например, петь, - вставил я.

- Снова ты упираешься в свою парадигму. Поющих много, но превращать это умение в товарно- денежные отношения, это и есть шизофрения. Кто хорошо поёт, тот всегда может спеть, если это уместно, его даже могут научить делать это намного лучше, если талант настолько велик. Но делать из этого профессию слишком наивно и расточительно.

- А что он будет есть?

- Что захочет, те кому нравится ухаживать за растениями будут только рады угостить его.

- Я же говорю, коммунизм.

- Просто жизнь, какой она и должна быть. У вас такая прекрасная и богатая планета, что всем нашлось на ней место. Найдётся и еда, и одежда, а что ещё нужно для развития и счастья?

- Мало ли что, кто-то должен выращивать еду, строить автомобили, шить одежду.

- Кому-то именно это и нравится, они и будут это делать, хотя, заменить роботами самый тяжёлый труд можно вполне.

- Но вот, крестьянин вырастил зерно, оно же его?

- Оно всех, он вспахал землю и бросил туда семя, а дальше за дело берутся солнце, вода и углекислый газ, который выдыхают все. Как он разделит собранный урожай, что отдаст солнцу, что воде, а что поделит между теми, кто выдыхал углекислый газ? Собственность одного заводит вас в тупик, за которым зависть и убийство, и войны, все ваши беды спрятаны в вашем плане, ошибочной парадигме, которой вы следуете.

- И что же нам делать? – я окончательно запутался.

- Решать вам, но, оставаясь в рамках этого плана, вы неизменно будет заходить в тупики, даже не замечая, что вы и так в большом тупике, из которого нельзя выбраться, не отказавшись от плана. Это как в лабиринте, искать выход, заходя только в левые проходы, или только в правые. Нужно просто двигаться по стене, и однажды вы выберетесь на свет.

А я сижу теперь и думаю. Сможем мы выбраться из своего тупика, или нам суждено вечно прозябать в нём?