Найти в Дзене
Аутизм и школа

Учим ли мы детей, на самом деле, или... они всё же учатся сами.

Хочу затронуть интересную и, может, кому-то "поперёк горла" тему)))

Тема такая - "Я научил своего ребёнка..."

И дальше не важно, чему ты там его научил, одеваться, готовить, убирать комнату, может... особо ушибленные считают, что научили своих детей общаться с людьми. Всяко бывает.

Так вот, хочу со своей кривой колокольни о ней поговорить.

Кто не знает, я видела троих разных детей (в исполнении одного Гриши).
Гриша до 2 лет. До аутизма.
Гриша с 2 до... 11 лет. Не знаю, как назвать. Глубокая фаза аутизма.
И Гриша сейчас, в 14 лет.

И казалось бы, все дети растут и меняются.

Но я не об этом. Я о том, что мне "посчастливилось" видеть ребёнка в глубоком ауте, когда он учился только с помощью специальных методик и то с трудом.

После 9 лет свет забрезжил и что-то стало меняться. Вроде как учить стало легче, результат был чуть раньше, чем через сто лет.

Но всё равно это было... "Разработай план, продумай всё до мелочей, включи в уроки, начни с малого времени обучения, увеличивай время, повторяй, не сойди с ума и так далее." И не факт, что поможет.

Помните, я недавно писала, как к декабрю сдалась и больше не настаивала, чтобы Гриша сам готовил ужин? Вот я про это. Про то, что вроде как умеет, но всё из рук валится, протестность, нытьё и пустота в глазах.

А это было ещё "вчера", в декабре.

И вот это обучение. Да, можно учить готовить ужин полгода каждый день и ничему в итоге не научить...

---

А можно вот так:

Недавно Гриша увидел у меня в телефоне статью Тани "Дважды аутизм" о кленовом сиропе.

И попросил его, сироп.

Мы не нашли, нашли карамельный.

Потом он попросил приготовить панкейки. Я приготовила (оладьи). И спросила, а не хочешь ли ты сам научиться их готовить?

- Хочу, говорит Гриша.

На следующий вечер, я показала ему, как замешивать тесто и жарить, и переворачивать.

На второй вечер он всё делал сам, я сидела рядом, комментировала.

На третий вечер он делал один, я молчала.

На четвёртый - меня не было на кухне...

Занавес.

И вот я могу сказать, что "Ура, я научила Гришу готовить панкейки!!!"

Но... у меня язык не повернётся так сказать. Нет. Почему?

Потому что я не учила. Я делала, а он смотрел и повторял.

И всё.

Если это обучение, то.. чем я тогда занимаюсь последние лет... 10???

---

К чему веду?

К тому, что очень смело считать обучением процесс, в котором ты делаешь, а ребёнок молча за тобой повторяет. Если не получается, он слушает комментарий и исправляет. Молча.

На мой взгляд... это... что-то другое.

---

Конечно, все это назовут обучением... Но, люди добрые... за 3 вечера (я бы сказала, за один) Гриша научился делать (замешивать, жарить, переворачивать) панкейки (оладушки, как по мне)????? Без протеста, без нытья, без страха, без моторной неловкости, без всего вообще. Как человек. Мне вообще казалось, что я учу нормального человека. Обычного, не Гришу. Прям совсем обычного человека. Потому что в процессе мы разговаривали, шутили, исправляли кривые панкейки, а один у нас пристал к сковородке и я показывала, как его отодрать... И Гриша, я не перестану повторять это странное выражение, как обычный человек, смотрел, пробовал по своему желанию сам... И не надо было его держать за ручку, утешать, умолять не сбегать... И так далее.

---

В такие, именно в такие моменты я думаю две вещи.

1. А что, так можно?

2. А как же его учили до этого?.. Чудом?

Конец.

П.С. Да, я считаю, что детей не учат. Дети УЧАТСЯ сами. Они смотрят и повторяют. САМИ. Один-два раза показать и называть это обучением - круто))) Нет, это ребёнок сам быстро научился по вашему примеру. Часто можно не показывать специально, дети подглядывают.

Но такие как Гриша... ни за чем не подглядывают, у них даже имитации очень долго нет. Чем им подглядывать? А главное, зачем...

П.С. 2 Всем по блину-оладушку-панкейку!!!

Гриша научился их жарить))) Юхуууууу!

Танечка, спасибо за твою статью)))

Румпель: - Что мы здесь делаем?..
Румпель: - Что мы здесь делаем?..

---

И хочу пригласить к размышлениям на эту, на самом деле, совсем не юмористическую тему. У Гриши... лобные доли дозрели? Иначе я не могу это назвать никак. Ибо это не "стал лучше", это... ОПЯТЬ стал другим человеком. Нет, не характер сменил. Нет. Изменился способ взаимодействия с миром. Кардинально. И, я повторюсь, этому нельзя научить. Я пыталась. Но нельзя научить человека "хотеть, узнавать, делать, исправлять". Этот, такой простой алгоритм, почти невозможно освоить в сложном аутичном состоянии (со страхами, затруднённой комуникацией, с сенсорными искажениями). А тут, значит, вот...

Или, может, всё-таки научили, как обычно, с отложенным результатом. Я не знаю...

Или чтение на него так действует... Или весна... Или самостоятельные походы к бабушке... Или... пубертат. Или... Или...