В своей работе часто встречаюсь с запросами на восстановление и повышение самооценки. Разбирая этот вопрос с клиентами, всегда упираемся в одну и ту же тему - отсутствие ценности себя как индивида и личности.
Карл Роджерс разделил общее отношение к себе на две составляющие: самооценку и самопринятие (самоотношение, самоценность).Так как механизм их формирования совершенно различен.
Самооценка чаще всего основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Поэтому не существует «золотого стандарта» самооценки, она может изменяться от ситуации к ситуации.
Самопринятие же не содержит оценочного компонента, оно является стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, сформированной в процессе развития и воспитания.
Зачастую два этих понятия путают, принимая ситуативную самооценку за общее отношение к себе. Что в корне не верно.
Отношение человека к самому себе является постоянным. Не всегда условно позитивным, но постоянным. Степень самопринятия влияет на уровень самоценности. Если с раннего детства ребенку не дали ценности, то любые достижения только на время повышают самооценку. Но всегда будут находиться те, кто лучше. Тогда как стабильная самоценность не пошатнется при сравнивании себя с другими в любых вопросах.
Самовосприятие (самоценность) - внутреннее состояние индивида.
Самооценка - внешнее сравнение себя с кем-нибудь в чём-то.
Поэтому основная задача в работе при восстановлении и повышении самооценки - поиск и возврат внутренней ценности себя как индивида и личности. Так как только понимание своей ценности дает возможность объективно оценивать свои возможности, а также ограничения при сравнении себя с другими.
Ответы на все вопросы можно найти заглянув в бессознательные автоматические действия и убеждения. Ведь все, что приводит человека в какое-то состояние, в ранние периоды его жизни имело огромное значение для успешного выживания. Просто когда оно стало привычкой, то человек утратил понимание связи своего поведения с какими-то прошлыми событиями. Он не может вспомнить, что запустило это движение, пока не осознает его в себе. Это подобно тому, как можно додумывать, почему машина мчится на огромной скорости. А можно осознать, что нужно убрать свою ногу с педали "газа".
Тогда машина сама остановится. Иногда бывает достаточно помочь человеку осознать его убеждения.
Проживая опыт в терапии, человек приходит к осознанию: "Есть другие. Они не лучше и не хуже. Мы все разные, и таких как я больше нет."
Потому что каждый - единственный "экземпляр".
Автор: Алена Сыч
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru