Найти тему

Как эксперту написать свою книгу: первые шаги

Оглавление

В статье делюсь первым этапом работы, потому что работа только началась и до публикации еще 3-4 месяца, путь издания книги уже выбран, буду делиться и им как только перейдем на этот этап.

Срок в 3-4 месяца - это быстро, потому что у меня уже есть черновые варианты текста. Если вы начинаете с нуля и ищите статьи как работать с текстами, то пока лучше остановиться и начать с другого.

Поясню сразу. Мы говорим о книге эксперта, не про художественный роман или приключение, фэнтези, где работа с каждым героем и его сюжетной линией в книге может занять до 2-3 месяцев.

Итак, первое, с чего важно начать, чтобы написать книгу - это анализ книжных полок в книжных магазинах и библиотеках. Как электронных, так и печатных форматов.

Сделать это обязательно не для того, чтобы потерять вдохновение и поспособствовать укреплению своего “синдрома самозванца” (про него у меня отдельная статья), его лучше попросить помолчать на данном этапе.

Что дает анализ книжных полок и на что важно смотреть:

  • в каком разделе стоят книги, по той теме, в которой вы хотите работать
  • какие названия выбирают авторы
  • как построено содержание
  • сколько страниц
  • какие обложки у книг
  • о чем книга и на какие главные вопросы отвечает.

Все это помогает выбрать нишу=раздел, в который встанет ваша книга на книжных полках.

Почему это важно?

Выбор ниши влияет на концепцию книги, на то будут в книге герой или нет, книга будет состоять из сюжетных глав пути героя или больше похожа на учебник, методическое пособие.

Это важно сделать еще до старта работы с текстом. Чтобы потом не оказаться в ситуации, когда этап “опубликовать книгу” пройден, а читатель ее не понимает, не находит в книжных, не видит в ней ценности. Вы ведь создаете книгу для читателя.

Пример обязательного анализа книжных полок перед тем как написать книгу.

При анализе книг по той теме, в которой я работаю над своей книгой (напомню, я пишу по теме личного бренда), было обнаружено:

1. Книги по личному бренду стоят в разделах: психология, self help, бизнес, личный успех, персональные трансформации, маркетинг, маркетинг в социальных сетях.

Раздел психология не подошел сразу, потому что прикладывать исследования и работать с узко-профессиональными терминами, даже при наличии психологического образования, я не планирую.

Разбор книжной полки раздела “бизнес” также не подошел. Данный раздел заполнен на 80% книгами про корпорации и управление командой, мне не туда в этот раз.

Не подошел и раздел маркетинг по этой же причине - много книг про продвижение и бренд компаний, моя книга сейчас точно не об этом.

Разделы персональные трансформации заполнен книгами эзотерического формата, что тоже мне не подошло.

Остались разделы: self help, личный успех, маркетинг в социальных сетях. Книги из этих разделов были взяты в анализ.

2. Все книги данного раздела содержат:

  • примеры из практики (скрины аккаунтов и метрик в них, постов, описания ситуаций)
  • в них отсутствует сюжетная линия героя - то есть нет героя, который из главы в главу проходит испытания
  • при этом: присутствует хотя бы одна глава или обоснование как автор книги связан с темой, как давно работает и что лично на себе проверено
  • также есть элементы сторителлинга, когда любой пример дается через описание истории конкретного человека или лично автора книги
  • в саммари в 80% случае обозначается ценность: практическое руководство.

Вот вам и ответ на вопрос как работать с текстом. Примерно этого и ждет мой читатель. Анализ включал не 1-2 книги, это более 50 книг. В целом в разделах находятся сотни тысяч книг.

3. Как написать книгу, которую хотят купить?

Так как разброс разделов очень широкий мне важно было понять какие книги покупаются чаще, из какого раздела. Я планирую написать книгу не просто для себя “в стол”, я хочу опубликовать книгу и продавать ее.

Удивительно, но по отчетам рейтингов книг чаще покупаются книги из раздела “новеллы”. На новеллу моя книга совсем не похожа...

Было принято решение, что ее точно можно переформатировать в формат нон-фикшн. Или сразу, или вторым этапом и опубликовать вторую книгу.

4. Обложки…

Почему-то меня волновали больше всего. Так много внимания уделяется этому книгоиздателями и агентами… кроме работы с текстами и редактурой. Я встречалась с книжными агентами перед тем как принять решение, что публиковаться буду самостоятельно. Работа с обложками входила в комплекс услуг и преимуществ сотрудничество.

Итак, еще одно удивление: по итогам анализа книжных полок по моей теме было установлено, что 90% обложек книг, которые были взяты в анализ, содержали название книги, фамилию автора и более ничего.

Еще 10 включали явно не дизайнерские изображения. Это были картинки: кружки кофе, пончика, собаки, клубка ниток.. в общем все, что угодно. Просто и без дизайнерской работы. Она не требуется. И это факт.

5. Сколько страниц должно быть в книге?

А вот страниц потребуется больше, чем я ожидала.

Большинство работ - это от 200 страниц текста. Значит мой читатель ожидает такой объем.

6. Как выбрать название для книги?

Пока я еще вся в сомнениях. Заголовки по моей теме все-таки очень “кричащие”. Они отличаются в разделах: self help, личный успех, маркетинг в социальных сетях.. и пока это поле для размышления, как и план содержания.

Меня все же больше привлекает заголовок, в котором есть слова “личный бренд”. Но это не очень привлекает читателя, если смотреть на анализ заголовков.

Это я вижу и на рынке курсов. Курс с названием “Личный бренд” все еще остается позади курсов “Продай на миллион” или “Измени свою жизнь”. Тут уж как есть, остается заранее принять как факт некоторую узость рынка для темы личного бренда и системной работы со своей профессиональной репутацией.

Итак, благодаря анализу книжных полок были выбраны:

  • ниши, в которых будет продвигаться книга
  • концепция
  • определено количество страниц, стоимость
  • сильно снижены требования к обложке и обретено спокойствие по этому поводу
  • собраны примеры содержаний и концепций, которые вдохновляют.

Если вы хотите написать свою книгу и не знаете с чего начать - начните с анализа книг на полках книжных магазинов.

Подписывайтесь на канал, как идет работа над книгой буду обязательно рассказывать.

Саша Леон, главная по личному бренду

Директор по продукту международной платформы экспертво SENSE

Напоминаю, статья про синдром самозванца здесь, с ним очень важно поработать каждому эксперту, чтобы он не остановил вас на пол пути в написании и издании вашей книги.

Карточка из путешествия в Рим, 2024
Карточка из путешествия в Рим, 2024