Задумывались ли вы над значением какого либо цвета в произведении? Интересовались ли вы почему автор произведениях, из всей палитры разнообразных цветов, выбрал именно этот цвет? Нет? Тогда пришло время познакомить вас с удивительным художественным миром писателей и поэтов!
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски.
С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
Сейчас символика цвета применяется в религиозных обрядах, иконописи, литературе и изобразительном искусстве. В художественной литературе цветовые эпитеты выполняют три функции: передачу смысла, описательность и эмоциональное воздействие. Использование цветовых эпитетов обогащает текст, делает его более выразительным и позволяет определенным образам оказывать влияние на чувства читателя.
Смысловая: к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности, цвет ассигнации указывает на ее достоинство и т.д.
Описательная: цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло.
Эмоциональная: определенным образом воздействует на чувства.
Используя традиционную символику цвета, авторы открывают нам свой внутренний мир и дарят удивительные, неповторимые произведения искусства.
Перед тем как начать анализ символики следует узнать биографию поэта и познакомиться с произведениями, которые мы будем анализировать. Начнем, пожалуй, с Ахматовой Анны Андреевны:
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко) родилась на станции Большой Фонтан под Одессой в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке. Через год после ее рождения семья переехала в Царское Село. Там она поступила в Мариинскую гимназию, но каждое лето проводила под Севастополем. В то же время появились на свет такие известные личности, как Чарли Чаплин и Габриэла Мистраль, а также произведения "Крейцерова соната" Толстого и Эйфелева башня в Париже. Анна была третьим ребенком из шести в семье консервативного отставного флотского инженер-механика, который позже стал членом «Союза русского народа». Ее мать, по всей видимости, была более демократичной - она даже состояла в организации «Народная воля» в молодости. Вероятно, от обоих родителей Анна унаследовала свободолюбие и приверженность к старой России.
В 1905 году после развода родителей Анна с матерью переехала в Евпаторию. Она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии в 1906-1907 годах, а затем поступила на юридическое отделение Киевских высших женских курсов в 1908-1910 годах. В апреле 1910 года она вышла замуж за Н.С. Гумилева, с которым познакомилась еще в 1903 году. В 1907 году он опубликовал ее стихотворение «На руке его много блестящих колец...» в своем журнале «Сириус» в Париже.
В начале XX века было необычно для дворянской девушки публиковать свои стихотворения, чтобы не подвергать сомнению честное имя семьи, Аня Горенко, недавняя выпускница гимназии, вынуждена была выбрать себе псевдоним. Из уважения к татарскому происхождению своей прабабушки со стороны матери, которая, по семейной легенде, была прямым потомком Чингисхана, Анна выбрала фамилию Ахматова как свое литературное имя. Она могла также обратиться к своей бабушке-гречанке со стороны отца, которая очень любила Черное море. Но ее выбор пал на это "татарское, дремучее..." имя.
В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» в честь 50-летия ее поэтической деятельности и издания в Италии сборника ее произведений. Вручение премии проходило в Таормине, а в Риме состоялся прием в ее честь в советском посольстве.
В том же году Оксфордский университет присвоил Анне Андреевне Ахматовой звание почетного доктора литературы. В 1964 году она посетила Лондон, где состоялась церемония ее облачения в докторскую мантию.
В последние годы жизни Ахматова была окружена множеством друзей, поклонников и учеников, в том числе молодежи, таких как Иосиф Бродский, будущий лауреат Нобелевской премии. Ее авторитет был безусловным, и ее афоризмы и остроты не уступали тем, которые произносила ее подруга Фаина Раневская. Творчество Ахматовой получило мировое признание как одно из крупнейших явлений культуры XX века. 5 марта 1966 года Ахматова скончалась в поселке Домодедово, а 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе ее похоронили на кладбище в поселке Комарово под Ленинградом.
Посмертно в 1987 году был опубликован цикл «Реквием», написанный Ахматовой в период с 1935 по 1943 годы, который был трагическим и религиозным.
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТЕССЫ; АКМЕИЗМ.
В 1911 году Николай Гумилев и Сергей Городецкий, два символиста, основали в Петербурге творческое объединение под названием "Цех поэтов", предназначенное для молодых писателей. В 1912 году они опубликовали манифесты, в которых заявили о создании нового литературного направления, получившего название акмеизма, и об отказе от символизма. Название этого направления произошло от греческого слова "akme", что означает вершина или расцвет. Русский акмеизм выражал отрицание экстремальных стремлений символистов к идеальному и мистическому миру, а также стремление вернуться к материальному и конкретному миру, придерживаться точности значения слова и простоты формы. Акмеисты определяли свое направление как "стихию непосредственной жизненности".
Самые известные русские акмеисты были Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий и Анна Ахматова.
Анна Ахматова начала свой поэтический путь в России при царском правлении, а завершила его уже в период СССР. Ее успех на творческой арене совпал с популярностью акмеизма - литературного направления, чьи последователи стремились к усовершенствованию поэтических методов и разработке ясного стиля. Будучи ярким представителем акмеизма, Ахматова всю жизнь оставалась верной точности, минимализму и простоте в своих стихах. Ее лирика отличается изяществом, лаконичностью и экономичностью языковых средств.
Большая часть поэтического наследия Анны Ахматовой состоит из любовной лирики, которая характеризуется глубоким психологизмом и откровенностью. Поэтесса погружает читателя в мир нежной и гордой женской души, где любовь и творчество неразделимы. Лирическая героиня проявляет себя по-разному: скромность и сдержанность сменяются бунтом и стремлением к независимости. Стихи Ахматовой, сочетающие загадочность и прямоту, заставляют пережить волнение чувств и задуматься о изменчивости человеческой природы.
Советская критика призывала осуждать творчество Анны Ахматовой, объявляя его лишенным идейности и несоответствующим новому обществу. Поэтессу обвиняли в буржуазно-аристократическом декадентстве. В свою очередь, Ахматова привлекала внимание читателей к темам репрессий и страданий народа от произвола большевистской власти.
Цветовая символика в поэзии А. А. Ахматовой является предметом многих исследований, но поэтессу нельзя отнести к числу поэтов, проявивший особое пристрастие к средствам цветописи, как, например, Есенин или Бунин.
Частые цвета, которые использовала в своем творчестве поэтесса: желтый, зеленый, красный, белый, черный, голубой ( синий ), серый.
Цвет у А. А. Ахматовой связан предметно. Введение цвета в восприятие предмета появляется у поэтессы на раннем этапе творчества (начало 20-х годов ). Ранняя лирика поэтессы является драматической. Частый источник переживания в поэзии–любовь. Восприятие любви у А. А. Ахматовой, как правило, является страдальческой. Исследователи считают, что в такой трактовке любви отразился драматизм существования личности в преддверии трагедии.
Имея «заданное» чувство–боль, страсть, радость, страдание, несложно понять предмет и цвет, который опредмечивает это чувство. Анализ цветовых обозначений в поэзии А. Ахматовой позволяет определить переживания поэтессы.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ
Среди наиболее употребительных цветов в творчестве Ахматовой следует назвать белый цвет. В поэтическом мире художественных символов белый воплощает смерть и чистоту скорби, символом истины, невинности и жертвенности, а в некоторых трактовках божественности.
Белый становится цветом холода, несбывшихся надеж:
«Дни томлений острых прожиты, вместе в белою зимой»
(Сердце к сердцу…фрагмент. Сборник «ВЕЧЕР», 1911гг.)
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ
В лирике Ахматовой черный или темный цвет выступает, прежде всего, как цвет земного, материального существования. Он присутствует в пейзажных зарисовках, воспроизводит реалии окружающей обстановки:
«закрой эту черную рану, покровом вечерней тьмы»
( Хорони меня, хорони…фрагмент. Сборник «ВЕЧЕР» 1909гг)
СЕРЫЙ ЦВЕТ
Серый воплощает скуку, тоску, безразличие повседневности, в нем не ощущается явной меланхолии черного или скорби по утраченному, воплощенной в белом. Серый, возникающий из смешения двух цветов–черного и белого — стирает яркость эмоций.
«Серое, будничное платье»
(Ты письмо мое, милый, не комкай…,
Трактовка красного цвета в мировой культуре неоднозначна. Основными концептами являются «жизнь, кровь, огонь». Это дуалистический цвет, так как может воплощать как любовь, так и смертельную борьбу.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
Красный цвет в поэзии Анны Ахматовой часто ассоциируется со страстью и любовью. Он может быть использован для описания сильных эмоций и чувств, связанных с любовными отношениями:
«И в тайную дружбу с высоким,
Как юный орел темноглазым,
Я, словно в цветник предосенний,
Походкою легкой вошла.
Там были последние красные розы,
И месяц прозрачный качался
На серых, густых облаках...»
(«И в тайную дружбу с высоким...», сборник «ЧЕТКИ», 1917г.)
В некоторых стихотворениях Анны Ахматовой красный цвет может быть связан с революцией и политическими событиями. Он может символизировать кровь пролитую во время борьбы за свободу и справедливость.
Красный цвет также может быть связан с символикой коммунизма и социалистической идеологии:
«Волынки вдали замирают,
Снег летит, как вишнёвый цвет…
И, видно, никто не знает,
Что белого дома нет».
(«Белый дом», сборнк «ЧЕТКИ», 1914г.)
СИНИЙ ЦВЕТ
Синий цвет у Ахматовой очень часто употребим в пейзажных зарисовках неба и не имеет символики счастья или свободы. При упоминании воды, рек или озер синий цвет воплощает тоску и смерть:
«У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака...»
(«Чистая Гамлета», фрагмент. Сборник «ВЕЧЕР», 1909г.)
Исключением является, пожалуй, стихотворение «Синяя тетрадь» в котором синий цвет может трактоваться одновременно и как воплощение творческого начала, и как символ счастливого детства и свободы:
«Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди весёлыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь —
С моими детскими стихами».
(«Широк и желт вечерний свет...», фрагмент. Сборник «ЧЕТКИ», 1915г.)
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ
В лирике Ахматовой зеленый цвет встречается редко и задействован исключительно для описания природы:
«Поля и огороды
Спокойно зелены,
Еще глубоки воды,
И небеса бледны».
(«Теперь прощай, столица», фрагмент. Сборник «ЧЕТКИ», 1917г.)
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
Желтый выступает как цвет предательства или скрытого намека явного из контекста:
«Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем».
(«Песня последней встречи», фрагмент. Сборник «ВЕЧЕР», 1911г.)
Желтый цвет в творчестве Ахматовой также часто выступает как символ болезненности, медленной смерти:
«От любви твоей загадочной,
Как от боли, в крик кричу,
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу.»
(«От любви твоей загадочной...», фрагмент. Сборник «ЧЕТКИ», 1918г.)
Таким образом, анализ символики цвета в поэзии Анны Ахматовой позволяет лучше понять ее художественное наследие, раскрыть глубину ее мыслей и эмоций, а также увидеть, каким образом она использовала язык цвета для того, чтобы донести свое внутреннее мироощущение до читателя.
БИОГРАФИЯ А. А. БЛОКА.
Александр Блок родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года.
Его отец, Александр Блок старший, был дворянином и приват-доцентом кафедры государственного права Варшавского университета, а мать Александра была дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. После рождения сына родители разошлись, и в 1883-1884 годах Александр Блок жил за границей в Италии со своей матерью, тетей и бабушкой. Официальный брак его родителей был расторгнут в 1889 году. В то же время мать повторно вышла замуж за офицера гвардии Франца Кублицкого-Пиоттуха. В 1891 году Александра Блока отправили сразу во второй класс Введенской гимназии. К тому времени он уже начал сочинять прозу и стихи. В 1894 году Блок начал выпускать журнал "Вестник", в котором участвовала вся его семья. В редакцию входили его два кузена, троюродный брат и мать. Бабушка писала рассказы, а дедушка иллюстрировал материалы. Всего было выпущено 37 номеров журнала "Вестник". Помимо стихов и статей, Александр Блок написал для него роман, который вышел в первых восьми номерах.
В 1897 году Блок впервые по-настоящему влюбился в жену статского советника Ксению Садовскую, когда ему было 17 лет, а ей - 37.
Он посвятил ей стихотворение "Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни",которое стало первым автобиографическим произведением в его лирике. Их встречи были редкими из-за противопоставления матерью Блока общения с замужней женщиной. Тем не менее, они не прекращались даже в Петербурге, где они несколько раз виделись. В 1898 году Александр Блок закончил гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако он больше интересовался театром, проводя каждые каникулы в имении деда в Шахматово. Там он ставил спектакли и сам играл. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери известного ученого Д. И. Менделеева.
В следующем году были опубликованы его первые авторские стихотворения в сборнике "Стихи о Прекрасной даме". В 1909 году Блок с женой отправился отдыхать в Италию и Германию. Во время революции Блок не эмигрировал и начал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события нашли отражение в его стихотворениях, поэмах и статьях.
В декабре 1913 года Блок познакомился с Анной Ахматовой, которая пришла к нему с блоковским трехтомником. Они стали близкими друзьями, а Блок посвятил ей стихотворение, которое вошло во все сборники его произведений. Весной 1921 года Блок пытался получить разрешение на лечение за границей, но ему отказали. Его состояние ухудшилось, и после драматических событий он умер 7 августа 1921 года в Петрограде.
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА; СИМВОЛИЗМ.
Символизм-литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков – «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие. «Старших» и «младших» символистов разделял не только возраст, но и разница мировоззрений и направленности творчества. Творчество «Старших» символистов проникнуто антиценностями, они писали о смерти, болезнях, одиночестве. Опирались на философию Ницше и его идею сверхчеловека. Поэт был выше толпы, он был отчужден от неё. «Младосимволисты» , или просто символисты также опирались на идею Ницше о сверхчеловеке, но их лирический герой-сверхчеловек не презирал толпу, а хотел помочь людям. Своим творчеством они хотели спасти мир от ожидаемого конца света. Они писали о вечной женственности (образ божества), о сакральном. Их поэзия проникнута образами, символами. Положение Блока среди символистов в переходную пору его творчества было несколько парадоксальным, по мнению исследователя Громова, потому что в поэзии его «звучат «метели», «болотность» – и, с другой стороны, стремление к ясности, конкретности. Блок никогда не воспринимал ту или иную эстетическую или этическую программу в законченном и, следовательно, отвлеченном виде, как некую сумму пунктов, которым необходимо следовать во что бы то ни стало. Его отношение и к искусству, и к литературным программам носило ярко выраженный личностный характер; «Блок подходил и к тому, и к другим не как деятель «школы» или представитель «течения», а как человек вполне определенной исторической эпохи, во всем многообразии своих общественных и личных связей, допуская варианты и отклонения». Понятие «символ» для Блока было существенным и глубоким. Литературовед Ермилов подчёркивает, что поэт «не был теоретиком символизма – в отличие, скажем, от А. Белого или Вяч. Иванова, но во многом разделял теоретические мнения последнего (что в особенности ярко показывает его доклад 1910 года «О современном состоянии русского символизма»). В этом докладе он утверждал, что «солнце наивного реализма закатилось» и что «осмыслить что бы то ни было вне символизма нельзя». Он употребляет термин и понятие «символизм» в гораздо более широком значении, нежели его соратники. По мнению исследователя Долгополова, связь Блока с символизмом была неизбежной, она «объективно вызывалась к жизни всем ходом его формирования как лирического поэта, к тому же трагического миросозерцания, но неизбежным был и конфликт»
ПРОЯВЛЕНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В ПОЭЗИИ А. А. БЛОКА.
В поэзии Александра Блока насыщена колоритом. Его цветовые эпитеты - это живое движение красочности и разнообразия цветовой палитры. Изучение цветописи в поэзии А. Блока -это еще одна ступень к постижению своеобразия творчества лирика, его самобытности и уникальности. Александр Блок создал поэтическую модель мира, в которой ключевую роль играют цветовая символика и зрительная образность. Поэт умел передавать цветовые оттенки с помощью слов, что делало его произведения насыщенными и эмоционально заряженными. Цвета вызывали ассоциации и влияли на человеческую нервную систему. Блок использовал цвета для создания уникальных поэтических образов, которые напоминали стрелу, летящую прямо к цели. «Стихи о Прекрасной Даме» - это цикл стихов, написанный Александром Блоком, который представляет собой новую тему мистического женского начала мира. Это цикл «чистой» по жанру, отрешенной от всяких злободневных вопросов поэзии, одно из произведений русского символизма, посвященное Любови Дмитриевне Менделеевой, жене, актрисе, дочери великого ученого-химика. Название этого цикла было впервые упомянуто в альманахе «Северные цветы» в 1903 году и с тех пор стало традиционным для Блока. Первая отдельная книга с этим же названием была выпущена в 1904 году издательством «Гриф». «Снежная маска» - это литературный цикл, созданный Блоком в 1907 году, который был написан за две недели, когда поэт просто "слепо отдался стихии". Впервые он был опубликован в издательстве «Оры» в апреле того же года.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ
В первых стихотворениях из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» упоминается белый цвет. Белый нес в себе символику некой божественности, Вечной женственности, красоты и непорочности. Поэт был ослеплен красотой дамы, она стала для него идолом. На протяжении всего цикла Дама представляется исключительно в белом обличие, что еще раз подчеркивает ее чистоту и невинность, как некого божества для поэта.
«Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга».
(«Отдых напрасен. Дорога крута…», Цикл «Стихи о Прекрасной Даме», 1903г.)
Излюбленным поэтом белый цвет в последнем стихотворении этого цикла символизирует смерть и безысходность.
«Дома растут, как желанья,
Но взгляни внезапно назад:
Там, где было белое зданье,
Увидишь ты черный смрад.
Так все вещи меняют место,
Неприметно уходят ввысь.
Ты, Орфей, потерял невесту, —
Кто шепнул тебе — «Оглянись…»?
Я закрою голову белым,
Закричу и кинусь в поток.
И всплывет, качнется над телом
Благовонный, речной цветок».
(«Дома растут, как желанья…», цикл «Стихи о Прекрасной Даме», 1902г.)
Александр Блок в своих стихах выражает юношескую страсть, тоску и нетерпение перед Вечной Женственностью. Его стихи полны волнения и жажды ожидания, а ответы Прекрасной Дамы кажутся смешанными с исступленными призывами автора.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ
Черный цвет у раннего Блока связан с образом и положением лирического героя по отношению к героине. для лирического героя ночь, мрак, тьма синонимичны незнанию, тайне и противопоставлены свету, знанию, то есть истине, которая воплощена в женском образе. Незнание для лирического героя равносильно смерти, а он стремится к знанию, то есть к вечной жизни.
Как только в описании женского образа начинают появляться темные тона, а это происходит в связи с трансформацией образа Прекрасной Дамы в образ Незнакомки, герой начинает сожалеть об утраченной светлости своей богини, но не следовать за нею, уже изменившейся, не может:
«Как за темною вуалью
Мне на миг открылась даль…
Как над белой снежной далью
Пала темная вуаль...»
(«Вот явилась. Заслонила...», цикл «Стихи о Прекрасной Даме», 1906г.)
В цикле «Снежная маска» происходит смешение семантики белого и черного цветов. Образ Жены, Незнакомой всегда сопровождается снегами и вьюгами, то есть ей соответствует белый цвет.
В стихах этого цикла нет той однозначности по отношению к женскому образу, которая была характерна для ранних циклов.
Здесь Вечная Женственность символизирует одновременно и вечную жизнь и смерть (переход к вечной жизни). Ей присущи как ангельские, так и дьявольские черты, происходит не просто смешение белого и черного в одном образе, но зачастую значения, в которых используются эти цвета, совпадают, что усиливает этот образ.
СЕРЫЙ ЦВЕТ
Серый цвет часто применяется для описания города, тело которого он называет «серо-каменным»:
«день был нежно-серый,
серый, как тоска».
(«***», цикл «Стихи о Прекрасной Даме», 1903г.)
Этот цвет символизирует тоску, а в христианской традиции он является даже не цветом, а его отсутствием.
ГОЛУБОЙ (СИНИЙ) ЦВЕТ
Синий и голубой цвета имеют сходства с белым и черным по своим значениям, но в отличие от них не несут двойственности при обсуждении чистых цветов. Голубой цвет ассоциируется с идеальным образом Вечной Женственности и прекрасной дамы, а иногда используется в описании лирического героя, который считает себя голубым рыцарем. Синий цвет в начальных работах связан с лирическим героем и перекликается с черным в своем значении. В более поздних произведениях он ассоциируется с женским образом и темной стороной Мировой души, но иногда противопоставляется черному и меняет свое значение на противоположное.
«Ты прошла голубыми путями,
За тобою клубится туман.
Вечереющий сумрак над нами
Обратился в желанный обман.
Над твоей голубою дорогой
Протянулась зловещая мгла.
Но с глубокою верою в бога
Мне и темная церковь светла».
(«Ты прошла голубыми путями...», цикл «Стихи о прекрасной даме», 1901г.)
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
Красный цвет часто встречается у поэта в связи с образами крови, зари, огня и заката. Для него красный символизирует активность и неотъемлем в создании женского персонажа, который способен на творчество через объединение. Для того чтобы это объединение произошло, герой должен быть перенесен в сферу Вечной Женственности, поэтому женские персонажи, будь то софийные или демонические, должны мотивировать мужские образы к перемещению. Красный цвет является одним из наиболее важных атрибутов женского персонажа в творчестве поэта, в отличие от других цветов, которые более характерны для мужчин. В контексте поэзии Блока, красный цвет символизирует активность и подталкивает к действию.
«И — внезапно — тенью гадательной — Вольная дева в огненном плаще!.. В огненном! Выйди за поворот: На глазах твоих повязка лежит еще… И она тебя кольцом неразлучным сожмет В змеином логовище».
(«Вольная дева в огненном плаще», цикл «Стихи о Прекрасной Даме», 1905г.)
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
В первых циклах Блока желтый цвет связан с женским образом и подчеркивает святость и божественность героини, указывает на то, что Она обладает истиной:
«Целый день передо мною,
Молодая, золотая,
Ярким солнцем залитая,
Шла Ты яркою стезею.
Так, сливаясь с милой, дальней,
Проводил я день весенний
И вечерней светлой тени
Шел навстречу, беспечальный.
Дней блаженных сновиденье —
Шла Ты чистою стезею.
О, взойди же предо мною
Не в одном воображеньи!»
(«Целый день передо мною...», цикл «Стихи о Прекрасной Даме», 1902г.)
Желтый цвет обретает у поэта значение «истинные ценности», являясь атрибутом женских персонажей. В раннем творчестве Блока этот цвет связан с образом солнца, в поздний период – с образом луны и звезд.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ
Блок редко использовал зеленый цвет, так как все его мысли были направлены к "небесным высотам". Зеленый цвет воспринимается как символ жизни, весны и молодости, но также как символ смерти и увядания. В рамках вертикального хронотопа зеленый соотносится с миром профанным и служит связующим звеном между миром подземным и небесным. Блок, конечно же, использует его при описании пейзажей.
«К зеленому лугу, взывая, внимая,
Иду по шуршащей листве.
И месяц холодный стоит, не сгорая,
Зеленым серпом в синеве.
Листва кружевная!»
Зеленый цвет временами приобретает у поэта и коннотативное значение смерти, однако зеленый в этих случаях указывает не на саму смерть, а на длительную память о давней смерти, на древность, иногда – дряхлость:
«В стенах прохладных базилик.От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц. Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог...»
(«Эхо», цикл «Стихи о Прекрасной Даме», 1905г.) («Равенна», 1909г.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оба поэта прекрасно овладели языком цвета, используя его для передачи своих эмоций и мыслей. Символика цвета в их поэзии помогает создать особую атмосферу и глубину произведений, позволяя читателю ощутить их эмоциональное состояние и переживания.