Сын уже два часа возится с задачей по физике. Я искоса наблюдаю, как он безуспешно ковыряется в тетради, исписывая страницу за страницей.
- Дело зашло в тупик... - отмечаю про себя, но не спешу вмешиваться.
Что приводит нас в тупик
Когда я возглавлял бойцовское движение "Стрелы Перуна", то по роду деятельности часто пересекался с руководителями других клубов, среди которых попадались сторонники стратегии "сижу на своём пенёчке - никого не трогаю". Эта стратегия выражается в следующих особенностях функционирования клуба:
- люди варятся в собственном соку и практически не контактируют с другими коллективами;
- предпочитают не участвовать в состязаниях;
- культивируют "уникальные разработки".
Для вождей таких коллективов психологический выигрыш очевиден: они могут пропагандировать оторванные от жизни, но оригинальные мысли, проверить которые на жизнеспособность нет возможности, ведь клуб ни с кем не конкурирует. А для участников таких коллективов есть неприятная новость: они практически не развиваются. В такой клуб человек может ходить на тренировки годами, питаясь иллюзиями своего роста. А потом где-то когда-то встретить реального соперника и... испытать неприятное удивление.
Замкнутость - причина отсутствия роста и развития.
Вот о чём думаю я, глядя на сына, который снова и снова упрямо ходит по кругу, вместо того, чтобы озвучить вопрос.
Эффект черепашки
"Эффект черепашки" - это защитная реакция мозга, пытающегося ограничить свой контакт с внешним миром даже тогда, когда этот контакт объективно необходим. Мы столкнулись со сложностями, но, вместо того, чтобы озвучить свой вопрос, часто предпочитаем замыкаться в себе, потому что:
- боимся быть непонятыми;
- считаем свою проблему мегауникальной;
- считаем, что однажды найдём решение самостоятельно.
А между тем, все наши проблемы были миллионами других людей по миллиону раз уже решены.
Сын, наконец, сдаётся и подходит с исчёрканным листом.
- Что-то я запутался...
- Не надо бояться в этом признаться, - отвечаю я, - всегда лучше попросить помощи и не тратить время, бегая по кругу.
И я показываю решение, которое было простым, но требовало принципиально иного подхода.
- Когда дело зашло в тупик - нужен свежий взгляд, - подвожу я итог уроку дня.
И пока сын занят поиском ответа с применением нового принципа решения, я позволяю себе порассуждать об особом свойстве сильной личности - открытости.
Открытость - свойство сильных натур
Когда-то давно, будучи студентом, я прочитал в одной умной книге, что вопросы задают только дураки, потому что умный додумывается до всего сам. Лишь спустя многие годы, я убедился в ложности этой идеи. Жизнь убедила меня в том, что реальное положение вещей диаметрально противоположно: именно умных людей отличает способность задавать вопросы. Потому что:
- чтобы задать вопрос, надо что-то понять;
- чтобы задать вопрос, надо обладать пытливым умом;
- чтобы задать вопрос, нужно позволить себе сомнение;
- чтобы задать вопрос, надо провести интеллектуальную работу.
Ибо правильно поставленный вопрос, как мы знаем, - это половина ответа.
Умные люди умеют формулировать вопросы, а смелые - их задавать. А те, кто обладают силой, оказываются способными искать на них ответы. Не будем же бояться задать вопрос, ведь это единственная возможность услышать ответ или найти его самому.