Увы, З. Прилепин, говоря о русских в СССР, вновь сильно ошибается – действительно, как было верно сказано его оппонентом, «… в СССР воспитывали не русских людей, а «советских манкуртов»… ».
Я закончил школу в Москве в 1974 г. и МГУ – в 1980 г., и хорошо помню период 1970-х – середины 1980-х гг.
Когда говорят о том, кого и как тогда «воспитывали» в СССР, то речь должна идти о государственной политике и идеологии, то есть о школе, газетах и телевидении, а вовсе не об изобразительном искусстве. Ведь в СССР в те годы были, например, и действующие церкви, так что, следуя извращенной логике и подтасовкам З. Прилепина, можно заявить, что в СССР воспитывали религиозных, верящих в бога людей (что реально и происходило в православных церквях).
Власти СССР сознательно строили «новую историческую общность», «советский народ», прежде всего на основе и за счёт этнических русских, фактически тем самым подавляя их этническое самосознание. Если вы прочитаете советские газеты до начала «перестройки», периода 1960-х – 1970-х и первой половины 1980-х гг., то там найдёте частые упоминания почти всех народов СССР, кроме русских. От русских в поздней советской пропаганде сохранялся только термин «русский язык».
Вспомните плакаты тех лет (привожу один такой выше). На них – мужчины и женщины в национальных костюмах (как в фольклорных ансамблях) всех основных народов СССР (по союзным республикам), но только кроме русских. Правда, в центре – просто мужчина (иногда и женщина) в обычной городской одежде. Но это уже не «русские», со своими собственными национальными костюмами, а просто некие неопределённые «советские» носители новой городской культуры, без какого-либо этнографического своеобразия. На многих людей русского происхождения это подействовало, и они до сих пор считают такое подавленное, почти никак не проявляющееся этническое самосознание «нормой», а подчеркивание своего этнического своеобразия – якобы «нецивилизованностью». Сравните современное отношение большинства украинцев к их рубашкам-вышиванкам, и большинства этнических русских – к рубашкам-косовороткам.
Даже сейчас это «советское наследие» в «национальной политике», основанное на настороженно-враждебном отношении именно к «русскому», нет-нет, да и прорвётся из недр власти, несмотря на принципиально иную политико-идеологическую конъюнктуру. Вспомните недавнее предложение всех владеющих русским языком и лояльных России её жителей считать «русскими» (тем самым уничтожив современное значение понятия «русский народ» как один из многих народов Российской Федерации) [о последнем подробнее: https://dzen.ru/media/id/5f26f3c99bdd372636961c9f/o-glupoi-i-opasnoi-iniciative-zakonodatelno-pereosmyslit-poniatie-russkii-6561dbd36e6f8b628580f7c9].
А что касается приведённых в заметке З. Прилепина картин периода СССР – так ведь это вполне могли быть изображения не только России и русских, но и Молдавии, Украины или Белоруссии и их народов, или народов РСФСР, таких как мордва, карелы, татары и т.п.
Комментарий к:
https://dzen.ru/a/ZcPftIbk-DfCDutR