Найти в Дзене
Захар Прилепин

15 АПРЕЛЯ. РОДИЛСЯ ГУМИЛЁВ

Гумилёв - исключительная фигура.
Поверхностно рассуждая, можно подумать, что вот-де Есенин - это всё русское, а Маяковский или Гумилёв - нечто такое почти уже чужеродное, почти сконструированное, временами - странное.
На самом деле элемент игры, забавы, огромная инерция поиска была и у Есенина, и его имажинизм занимал в его миропонимании места нисколько не меньше, чем футуризм и левачество - в жизни Маяковского, или акмеизм и конквистадорство - в судьбе Гумилева.
Русскую генеалогию и Маяковского, и Гумилева можно проследить, выстроить, понять.
Постигнув истинно русское желание переустройства, переделки мира у Маяковского.
И не менее русскую страсть к путешествиям и воинскому порыву у Гумилёва.
Гордость великоросса на самом деле была свойственна всем троим, просто выражалась так по разному.
В этом и состоит великое счастье невероятной русской литературы.
А единило всех троих, конечно же, мучительное отношение к женщине, непрестанные и болезненные влюбленности.
И вера в абсолютн

Гумилёв - исключительная фигура.

Поверхностно рассуждая, можно подумать, что вот-де Есенин - это всё русское, а Маяковский или Гумилёв - нечто такое почти уже чужеродное, почти сконструированное, временами - странное.

На самом деле элемент игры, забавы, огромная инерция поиска была и у Есенина, и его имажинизм занимал в его миропонимании места нисколько не меньше, чем футуризм и левачество - в жизни Маяковского, или акмеизм и конквистадорство - в судьбе Гумилева.

Русскую генеалогию и Маяковского, и Гумилева можно проследить, выстроить, понять.

Постигнув истинно русское желание переустройства, переделки мира у Маяковского.

И не менее русскую страсть к путешествиям и воинскому порыву у Гумилёва.

Гордость великоросса на самом деле была свойственна всем троим, просто выражалась так по разному.

В этом и состоит великое счастье невероятной русской литературы.

А единило всех троих, конечно же, мучительное отношение к женщине, непрестанные и болезненные влюбленности.

И вера в абсолютную силу русского поэтического слова.

Сегодня вспомним о том, как русские художники видели Гумилёва.

Надежда Войтинская. «Портрет Гумилёва». 1909
Надежда Войтинская. «Портрет Гумилёва». 1909
Мстислав Фармаковский. «Николай Степанович Гумилёв». 1908
Мстислав Фармаковский. «Николай Степанович Гумилёв». 1908
Ольга Делла-Вос-Кордовская. «Портрет поэта Гумилёва». 1909
Ольга Делла-Вос-Кордовская. «Портрет поэта Гумилёва». 1909
Аркадий Калмыков. «Гумилёв». 1990
Аркадий Калмыков. «Гумилёв». 1990
Современная художница Екатерина Токарева. «Гумилев и Ахматова».
Современная художница Екатерина Токарева. «Гумилев и Ахматова».
Михаил Кудреватый. «Поэты и судьба». 1990. (Работа находится в частной коллекции ЗП).
Михаил Кудреватый. «Поэты и судьба». 1990. (Работа находится в частной коллекции ЗП).

Потрясающее всё-таки преображение! Как он из фантазёра, франта, амбициозного рифмовщика своих парадоксов - обратился в русского воителя и святого.

Потому что лучшие наши поэты - это наши святые, которые вечно молят Господа о русском народе, о благе и радости.

***
Та страна, что могла быть раем
Стала логовищем огня.
Мы четвёртый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не нужно яства земного
В этот страшный и светлый час,
От того, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой
Не могу, не могу умереть!

Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей.

И так сладко рядить победу
Словно девушку в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.