От переориентации экспорта с Запада на Восток потеряли все отрасли российской экономики, какие-то больше, какие-то меньше. Например, нефтяная отрасль потеряла сравнительно немного, а вот газовая - очень много.
Сегодня я расскажу об отрасли, чьи потери от такой "трансформации" оказались одними из наибольших - это отрасль экспорта леса и продуктов его первичной переработки (пиломатериалов).
Есть такой стереотип, что Россия в основном всегда продавала лес в Китай. На самом деле, это не так - бОльшие объемы экспорта всегда шли в Европу и Северную Америку. И когда эти направления экспорта были потеряны, он рухнул наполовину, даже несмотря на попытки нарастить утраченные объемы по другим новым направлениям.
Управляющий директор «Транслеса» (входит в «Деметра-Холдинг») Руслан Пряников на конференции TransRussia 2024 в марте показал в презентации, что экспорт российского леса в 2023 году сократился почти вдвое к уровню 2021 года — на 45%, с 45 млн до 25 млн тонн.
Произошли и серьезные изменения в структуре экспорта. Если ранее пиломатериалы занимали в ней 38%, то теперь около половины (потому что они преимущественно экспортировались в Европу, теперь не экспортируются, объемы упали, доля выросла).
Экспорт в Китай снижается, благодаря кризису рынка недвижимости, который переживает страна, что напрямую коррелирует с потреблением пиломатериалов. Также в Китае приняли заградительные меры, повышающие пошлины на импорт круглого леса и запрет на импорт леса хвойных пород, который также занимал значимую долю в российском экспорте.
Со слов г-на Пряникова, Россия за эти 2 года так и не смогла договориться о значимых объемах экспорта леса и пиломатериалов с Индией, Саудовской Аравией, Египтом, которые выступают довольно крупными импортерами древесины в мировых масштабах. В этих странах "практически не присутствуем", - отмечает он.
Наиболее стабильными остаются поставки только в страны Центральной Азии, Азербайджан и Иран - эти направления теперь являются для России ключевыми после Китая, но поскольку сами экономики данных стран некрупные, их нельзя сравнивать с экономиками стран Европы и США, то и объемы сюда идут в разы ниже даже при сохранении Россией высокой доли в импорте этих стран.
Экспорт же в Китай, ставший теперь ключевым импортером российского леса, сильно затруднен, помимо прочего, еще и логистикой. Г-н Пряников призывает как можно скорее расширять провозные мощности БАМа и Транссиба — "не на 30 млн тонн, а на 300", отмечая, что вся страна уткнулась в "бутылочное горлышко" на Восточном полигоне. Процитирую:
Есть несколько вариантов расширения экспорта. Один из них — увеличение поставок по маршруту Север—Юг через Азербайджан и Иран. Однако он отмечает, что там есть сдерживающие факторы, связанные с обработкой грузов на терминале в Астаре на границе с Ираном: среднее время выгрузки вагона — 10 суток, иногда простои доходят до 30 суток. Есть хороший потенциал повышения эффективности перевозок в случае возврата груженых платформ, однако по требованию таможенных органов погрузка контейнеров на лесовозные платформы, оборудованные торцевыми щитами, невозможна. Последние не позволяют открыть двери контейнера, а на станциях пограничных переходов нет оборудования, чтобы выгрузить контейнер с платформы в зону таможенного досмотра. Выходом из данной ситуации могло бы стать оформление таможенными органами РФ необходимых документов с досмотром на конечных станциях назначения России. Помимо этого, остро стоит вопрос согласования перевозок в Китай для необработанной осины и березы, возможности переработки которых в России недостаточны.
Перевозки лесных грузов ж/д транспортом если и растут, то очень медленно. А перевозки морским транспортом сильно обвалились.
В январе—феврале, по данным РЖД, перевезено 88,5 тыс. TEU (20-футовых контейнеров), рост 0,8% к тому же периоду годом ранее. По итогам года объем перевозок лесных грузов в контейнерах составил 597,2 тыс. TEU (рост 2% к 2022 году). Перевозки же лесных грузов в 2023 году заметно упали — на 14,2%, до 26,9 млн тонн, по итогам января—февраля 2024 года наблюдается некоторый рост — на 4,9%, до 4,5 млн тонн, но это все еще на треть меньше, чем в те же месяцы 2021 года. Перевалка лесных грузов в морских портах России, по данным «Морцентр-ТЭК», в январе—феврале сократилась на 35,6%, до 439,6 тыс. тонн, продолжая тренд 2023 года, когда она упала на 28,2%, до 2,3 млн тонн.
Все это подтверждается и плачевными финансовыми результами компаний-экспортеров. Так, один из крупнейших поставщиков российского леса за рубеж, компания Сегежа-Групп, за 2023 год получила 16 млрд рублей чистого убытка.
Убытки компании растут, как и долговая нагрузка, она уже является критической (133 млрд рублей).
До 2022 года эта компания работала прибыль и активно развивалась. И вообще, по многим показателям и концепции деятельности была очень привлекательной (в отличие от, например, Газпрома, который ранее хоть и работал прибыльно, но доверия у меня никогда не вызывал).
По словам президента компании, Сегежа Групп демонстрирует снижение финпоказателей на фоне фактической потери в 2022 г. европейского рынка, который являлся основным для Segezha, как и многих российских предприятий ЛПК.
Все это находит отражение в динамике акций компании: после успешного IPO от 10+ рублей в конце 2021 - начале 2022 годов они обвалились до менее 4 рублей за акцию (более чем в 2,5 раза), и пока не видно перспектив восстановления.
Скорее всего, компания вынуждена будет решать свои финансовые проблемы путем проведения допэмиссии, что обвалит цену акций еще сильнее.
Обращаю внимание, что все это в рублях, без учета сильной девальвации. А если пересчитать цену в долларах, то все будет еще печальнее.
Вот такая "переориентация на Восток" и ее конкретные результаты для конкретной отрасли в конкретных цифрах.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.