Бытует мнение, что залив в бак топливо, октановое число которого превышает рекомендованное производителем, можно "убить" двигатель, например заправившись по незнанию девяносто пятым вместо девяносто второго. Чтобы с этим разобраться, давайте для начала посмотрим, что же говорят различные автопроизводитель по поводу рекомендуемых минимальных значений, а потом чуть дальше дадим ответ по поводу максимального предела по октановому числу.
Практически на каждом автомобиле, если открыть лючок заливной горловины топливного бака, можно увидеть информацию о допустимом октановом числе, которое безопасно для конкретной модели двигателя. Где-то это АИ-92, на других можно увидеть уже 95 и выше. Всё зависит от того, насколько тот или иной тип двигателя приспособлен к определенному виду топлива. Обычно указывают именно минимально допустимое октановое число, чтобы водитель понимал, какой бензин можно использовать уж совсем в крайнем случае, не навредив при этом двигателю своего авто.
И вот вам наглядный пример таких рекомендаций от различных автомобильных брендов. Лада Веста - на лючке бензобака указано, что лить в бак нужно минимум бензин с октановым числом АИ-92.
А вот рекомендуемое АвтоВАЗом число, которое прописано в руководстве по эксплуатации, является АИ-95. Если открыть эту инструкцию, которую каждый владелец получает с новым автомобилем при покупке, то там черным по белому написано:
Предпочтительным топливом является бензин с октановым числом 95. Этот бензин позволяет достичь номинальных значений мощности, динамики, экономичности и токсичности. При отсутствии возможности использования бензина с октановым числом 95, допускается использовать минимум 92-ой.
Но если наш российский силовой агрегат является менее требовательным к качеству топлива, то вот о некоторых иностранных производителях такого не скажешь. Например, на высокофорсированных моторах, к примеру, Шкоды Октавии или Суперб с турбо-нагнетателем, уже использование такого топлива не рекомендуется, а минимальные значения повышены до значения "95". Именно такая информация располагается под крышкой лючка бензобака:
Данное предупреждение на крышке говорит нам о том, что производитель рекомендует использовать неэтилированный бензин с числом 98 или выше. Но при этом VAG допускает заливать в том числе и АИ-95, но предупреждает автовладельцев, что при этом мощность двигателя несколько снижается, а расход топлива может незначительно возрасти.
Также, завод производитель допускает в экстренной ситуации, когда нет выбора, заливать 91, 92 и 93 бензин, но делает особой акцент на том, что движения в таком случае можно продолжать только при низких оборотах двигателя и небольшой нагрузке. Практиковать регулярно подобные действия крайне не рекомендуется - это может привести к серьёзным поломкам силового агрегата и выходу его из строя.
Если же не соблюсти требования производителя и попробовать "дать жару" на несоответствующем по октановому числу топливе, то даже единичный такой случай может привести к фатальным для двигателя последствиям. А вот что касается числа ниже 91, то тот же Фольксваген не допускает этого делать даже в экстренных обстоятельствах, так как это гарантированно навредит силовому агрегату.
Особое внимание производители уделают и присадкам: современное топливо является неэтилированным, оно соответствует абсолютно всем предписанным стандартам, необходимым для безупречной работы двигателя. По этой причине крайне не рекомендуется применять какие-либо присадки, так как это может нанести серьезный вред не только самому двигателю, но и элементам системы выпуска отработавших газов.
Присадки, которые содержат в себе металлические примеси, такие как марганец или железо, являются наиболее опасными для моторов, и в большей степени могут ему навредить, а также вывести из строя каталитический нейтрализатор, который сейчас есть абсолютно на каждом современном автомобиле в независимости от страны его производства и класса.
Примерно то же самое говорят и остальные автопроизводители, хоть японских, хоть немецких марок. Но а что, если ситуация противоположная? Например, рекомендован 92-ой бензин, а вы по ошибке залили АИ-92. Будет ли что-то с двигателем, отразится ли это на его характеристиках и можно ли таким образом реально запороть мотор?
Давайте для начала вспомним, что было раньше, когда в советское время было немало машин, которые "питались" АИ-76, 80 и т.д. Для них было реально опасно заливать высокооктановое топливо с числом 92, 93 и т.д., так как они имели максимально простые агрегаты без электронной системы управления и никакими датчиками и прочими элементами смесь не корректировалась. За всё отвечало простое устройство под названием карбюратор. Вот они-то как раз и были максимально подвержены риску в случае подобных ошибок с бензином. И наиболее частой проблемой, которая случалась в таком случае, было прогорание клапанов, а в худшем случае дело доходило и до коробления головки блока цилиндров от слишком высоких температур.
Страдают ли этим современные двигатели?
Если говорить о нынешних реалиях, где карбюраторных машин уже практически не осталось, а из новых подобных просто не существует в природе, но опасаться описанных выше исходов не стоит, так как за приготовление смеси отвечает очень умная система - ЭСУД, которая способна скорректировать практически любые отклонения в большую сторону. И если вы даже вместо 92-го бензина залили 95, 98 или даже 100-ый бензин, ничего страшного с мотором не произойдёт. Блок управления двигателем в совокупности с дроссельной заслонкой, а также огромным числом датчиков, скорректируют работу двигателя без какого-либо вреда для него.
Что пишет производитель?
А вот цитата из руководство по эксплуатации одного из мировых автоконцернов (VAG), где вполне четко и ясно сказано, навредит ли подобная ошибка или нет:
Неэтилированный бензин с более высоким октановым числом по сравнению с предписанным можно использовать без ограничений.
Более того, в этой же самой инструкции сказано о том, что подобные манипуляции напротив способствуют увеличению мощности двигателя, а также снижению расхода топлива. То есть, вреда мотору нет абсолютно никакого - только польза!
Возникает только вполне резонный вопрос: стоит ли использовать более дорогое топливо в надежде сэкономить на снижении расхода топлива? Здесь уже всё зависит от того, насколько это целесообразно на конкретно вашем примере. Каждый двигатель индивидуален и если один мотор реагирует на изменение октанового числа более выраженно, то другой может этого вообще не заметить в плане повышения или наоборот снижения расхода. Чтобы понять, есть ли резон в вашем случае - необходимо провести несколько замеров с одним и вторым типом топлива.
Надеюсь, что статья была полезной. Чтобы поддержать канал, обязательно поставьте лайк и подпишитесь, а также напишите свой комментарий, что думаете на этот счет. Всем удачи и до новых встреч. Спасибо за внимание!