(С) Богачев А.В. 2010
Каменными бабами в России традиционно называются антропоморфные каменные изваяния, оставленные в евразийских степях кочевниками эпохи средневековья.
Однако обычай ставить ритуальные каменные столбы, обозначающие, с разной долей условности, человеческую фигуру, появился еще в бронзовом веке, а возможно и раньше.
В музее французского города Родез (Musee FENAILLE) мне довелось увидеть большое собрание каменных изваяний именно эпохи бронзы.
Считается, что это символы «предка». На европейской территории большинство скульптур, по мнению исследователей, оставлено половцами. И поэтому их зачастую называют «половецкими каменными бабами». Самые ранние типы статуй появились в Волго-Донских степях примерно в первые десятилетия XIв. Они были стеловидными плоскими со слабой деталировкой фигур: лица отделены от туловища только чертой подбородка. В 20% случаев черты лица вообще не изображались, но затем появились лица-сердечки, Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Позднее на фасадной стороне появляются руки, держащие на уровне живота изображение сосуда. На некоторых на уровне груди появляются круглые выпуклости, видимо изображающие грудь. Интересно, что такие же выпуклости есть и на мужских статуях (с усами и бородкой). Со временем в половецких мастерских стали изготавливать тысячи статуй. Мужчины и женщины изображались сидящими и стоящими, всегда с канонизированным положением рук, с сосудами для жертвоприношения (или угощения). Мужские лица всегда изображались с усами; женские – полные, круглые, с маленькими пухлыми губами. Благодаря точным, а нередко полным изображениям костюма, украшений, оружия, мы сейчас неплохо представляем одежду, материальную и даже духовную культуру половцев того времени. Не исключено, что статуи раскрашивали. Ставили их не в одиночку на разрозненные древние курганы, а в специально сооруженные для них святилища. Их сооружали обычно на вершинах высоких курганов или холмов. Часто ставили два изваяния с лицами, обращенными на восток, - мужское и женское - родоначальников коша. У подножия статуй находили кости баранов. Очевидно, каждый проезжавший мимо кочевник оставлял здесь свою жертву. Стоявшие на высоком кургане статуи необычайно впечатляющи. Обычай ставить «каменных баб» исчезает в степи с началом татаро-монгольского нашествия.
Литература: Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья. Воронеж, 2003.